Блоги сенаторов

Все записи блога Шейкин Артем Геннадьевич Шейкин
Артем Геннадьевич
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Топ-3 популярных мошеннических схем в 2024 году

Мошенники регулярно придумывают новые схемы обмана и модернизируют старые. По данным Банка России за 2023 год злоумышленникам удалось провести 1,17 млн успешных операций (на 33% больше, чем в 2022 году) и украсть 15,8 млрд рублей у граждан. Потери клиентов банков увеличились в результате на 11,5%. Примерно на столько же вырос объем переводов по банковским картам, остающимся самым популярным платежным инструментом у мошенников. Именно с них было похищено больше всего денег.

Предлагаю рассмотреть популярные уловки мошенников, чтобы вы знали, с какими из них можно столкнуться в 2024 году.

Сообщение от руководителя

Вам приходит сообщение от «руководителя», который обращается по имени и предупреждает о звонке из контролирующей инстанции.

Руководитель настоятельно рекомендует следовать дальнейшим указаниям вышестоящего ведомства.

Затем вы получаете звонок с неизвестного номера, где просят передать конфиденциальную информацию и осуществить финансовые операции.

Позднее становится известно, что ваш руководитель вам не писал и номер был поддельным.

Имитация голоса родных в аудиосообщениях

На первом этапе преступники взламывают аккаунты мессенджеров с помощью фейковых голосов. Затем они скачивают сохраненные голосовые сообщения и создают новые сообщения с нужным контекстом.

Мошенники генерируют с помощью нейросетей голосовые обращения на основе аудиосообщений владельцев аккаунта.

Аудиосообщение с просьбой одолжить крупную сумму денег отправляют в личные переписки, а также во все чаты, где состоит хозяин украденного аккаунта. Туда же направляется фото банковской карты с именем и фамилией.

Звонок по видеосвязи для идентификации «клиентов банка» по биометрии

Мошенник создаёт в мессенджере фейковый аккаунт, якобы принадлежащий банку. С этого профиля злоумышленник делает первый звонок, представляясь сотрудником банка, и спрашивает человека, обновлял ли он мобильное приложение в последнее время.

Если ответ отрицательный, «работник» сообщает, что необходимо подождать звонка от другого специалиста банка, который поможет обновить приложение.

Затем мошенник звонит с другого аккаунта или в другом мессенджере, где есть функция трансляции экрана во время видеозвонка.

Второй «сотрудник» объясняет, что звонит по видеосвязи для идентификации клиента по биометрии. Далее просит включить режим демонстрации экрана. Благодаря этому, по словам мошенника, подключается некая «роботизированная система для диагностики счёта».

На самом деле трансляция экрана позволяет злоумышленнику увидеть номера карт, суммы на счетах, коды в СМС от банка. Эта и другая информация помогает мошеннику заполучить доступ к личному кабинету клиента в приложении на своём устройстве и украсть его деньги.

Как обезопасить себя и близких?

Советую следовать нескольким важным рекомендациям:

1. Если возникают подозрения относительно передаваемой информации или запросов, необходимо связаться напрямую с начальником, родственниками или другими близкими лицами, чтобы уточнить ситуацию. Не следует доверять подозрительным сообщениям, звонкам или запросам без должной проверки.

2. Придумайте проверочное слово или фразу, которую знают только члены вашей семьи. Это поможет в случае необходимости подтвердить легитимность общения и идентифицировать себя в интернете или по телефону.

3. Установите специальное приложение, которое идентифицирует звонки и сообщения от незнакомых номеров или адресов. Такие приложения обычно блокируют подозрительные звонки и сообщения, предотвращая возможные мошеннические атаки.

4. Регулярно проверяйте активные сессии в своих мессенджерах и социальных сетях. Если обнаружите активные сеансы на неизвестных устройствах или местах, немедленно отключите их и измените пароли для безопасности.

Соблюдение этих простых мер безопасности поможет защитить вас и ваших близких от различных киберугроз и мошенничества в сети.