Сегодня 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Слова Фёдора Тютчева: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!» – оказались пророческими. Юбилей великого поэта – праздник и государственный, и народный, понятный и близкий каждому в нашей стране. Пушкин входит в нашу жизнь в её самом начале и остаётся в ней навсегда. Он – наш верный и надёжный друг, мудрый наставник.
Время показало: мерки, по которым обычно оцениваются место и роль деятеля искусства в жизни и истории страны, к Пушкину неприменимы. Потому что его творчество, сама личность – явление, знаменующее своего рода «большой взрыв» в русской культуре. И своими произведениями, и тем, что проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова. Так сложилось, что эти имена за пределами нашей страны знают лучше, чем Пушкина. Но правда в том, что именно Александр Сергеевич положил начало той эпохе русской культуры, когда она впервые явила себя человечеству как самоценная часть мировой.
Поражает универсальность пушкинского гения: он и поэт, и прозаик, и драматург, и, как бы мы сказали сегодня, эссеист. И в каждом из этих жанров он велик. Поражает широта его осведомлённости в литературе, культуре разных стран, иных эпох, включая античность. Современную ему европейскую поэзию знал практически всю. Был знаком с творчеством поэтов Востока. Интересовался фольклором. Для меня особенно ценно его равно внимательное, уважительное отношение ко всем культурам: ни капли высокомерия, снобизма, пренебрежения! Есть чему поучиться многим современным политикам.
И вместе с тем Пушкин, его гениальность – явление глубоко национальное, русское. Он творец того русского языка, на котором мы говорим и сегодня, который лежит в основе нашей исторической и национальной идентичности. Что уже великое свершение. Но Пушкин пошёл дальше. Всё его творчество – истинно русское, воплощение духовной силы русского народа, самой России.
Считаю, с исчерпывающей полнотой и вместе с тем очень проникновенно выразил это почти век назад русский философ, богослов, публицист Сергей Булгаков. В Пушкине, писал он, «говорит нам русская душа, русская природа, русская история, русское творчество, самая наша русская стихия. Он есть наша любовь и наша радость… Мы дышим Пушкиным, мы носим его в себе, он живёт в нас больше, чем сами мы это знаем, подобно тому, как живёт в нас наша родина… Пушкин – чудесное явление России, её как бы апофеоз». Подписываюсь под сказанным: Пушкин – это Россия, воплощённая в слове.
В слове, проникнутом любовью к Родине, гордостью за неё. Он патриот своей страны, притом патриот не только чувства, сердца, но и разума. Он знает, за что и почему любит своё Отечество.
Мне могут возразить: в его наследии есть и критические высказывания. Да, они действительно имели место. Что по‑человечески понятно. Жизнь поэта не была простой, он не был баловнем судьбы. Юность и молодость ему пришлось провести в ссылках, а пожить свободной (и то относительно) жизнью выпало лишь десять лет. Так что причины для, скажу мягко, нелицеприятных выражений в адрес властей и государства у него имелись. Именно государства – но не Родины.
То, что Пушкин думал о России, чем она была для него, он формулировал ясно, ярко, с присущей только ему художественной силой в своих произведениях. Перечитайте «Евгения Онегина», авторские отступления в романе, пронизанные любовью к стране, жизни русского общества, на исторические темы. Перечитайте «Полтаву», «Медный всадник», незавершённый труд «История Петра I» – и вы это осознаете.
При этом, уважая гений Петра Великого, Пушкин – опять‑таки первым в русской литературе – выразил ту мысль, что величественная история России творится не только государями, их деяниями. Она творится семьями Лариных, Гринёвых, Мироновых – простым народом, которого он первым именно в таком качестве показал на страницах «Бориса Годунова», «Капитанской дочки», «Дубровского», «Истории пугачёвского бунта».
Перечитайте вежливое, но твёрдое возражение поэта Петру Чаадаеву, исключавшего Россию из мировой цивилизации: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал». Это не публичное выступление, это сказано в личном письме, а потому оснований сомневаться в искренности сказанного Пушкиным нет. Он убеждённый патриот России, и позиция Чаадаева, критическая по отношению к стране, для него неприемлема.
С особенной силой патриотизм и державность Пушкина раскрываются в ситуациях, когда Россия, её история подвергаются нападкам, оскорблениям, фальсификации. Показательной считаю острую реакцию поэта на восстание в Царстве Польском в 1830–1831 годах с целью отделения от Российской империи.
Действия российского государства по защите политической и территориальной целостности страны Европа, европейская пресса встретили кампанией лжи, клеветы, искажением фактов, прямыми оскорблениями в адрес русского народа. По словам Пушкина, озлобленная Европа прибегла к невежественным и бесстыдным нападкам на Россию. Его ответом, исполненным чувством достоинства, гордости за Отечество, явились стихотворения «Бородинская годовщина» и «Клеветникам России».
Вижу в этом послание поэта нашему времени: долг деятеля искусства, культуры не стоять над схваткой, а быть вместе со своей страной, своим народом. Пример, образец патриотического служения Родине.
Естественной и единственно органичной для такой огромной и разноплеменной страны, как Россия, Пушкин считал сильную государственную власть. Лучшие и прочнейшие изменения, по его словам, – суть те, которые происходят от улучшения нравов, без насилия и принуждений.
Отмечая 225-летие Александра Сергеевича Пушкина, мы вновь и вновь убеждаемся: фигур, равновеликих «солнцу русской поэзии» по мощи творческого дара, по многогранности таланта, по уникальности роли в общественной, духовной жизни своей страны, – таких фигур в мировой летописи наперечёт. В Пушкине, в его творчестве с наибольшей полнотой и мощью выразилось самосознание русского народа, его духовные силы, таланты, творческие возможности. Пока мы храним его наследие в наших душах, сердцах, пока наши дети, внуки читают Пушкина, за духовную жизнь страны можно не беспокоиться. Россия останется Россией, страной людей, любящих своё Отечество, преданных ему, дорожащих уникальностью своей цивилизации.