Те, кто в России всерьёз столкнулся с внешней политикой лишь с началом 21 века, знают о её партийном измерении в лучшем случае кое‑что. Отсюда и отношение к этой сфере, увы, соответствующее.
Между тем Советский Союз добивался своего влияния на мировой арене в значительной мере и по партийной линии. Так, все страны “социалистического лагеря„ имели в составе их правящих партий международные отделы, которые опекал Международный отдел ЦК КПСС. Высшее партийное руководство Союза ССР имело прямые рабочие отношения с СОТНЯМИ политических партий, движений, иных общественно-политических структур на всех континентах (включая США и Великобританию, даже в разгар Холодной войны). Кроме того, советское руководство не упускало из виду и международные связи по молодёжной линии: соответствующий отдел действовал в ЦК ВЛКСМ, а с 1956 года существовал Комитет молодёжных организаций (где в отличие от ВЛКСМ на идеологические аспекты международного сотрудничества видимых акцентов старались не ставить). Именно эти схемы в 1950-е и последующие годы заимствовали у Москвы Китай, Вьетнам и целый ряд других государств Азии, Африки и Латинской Америки.
В Российской Федерации с распадом Советского Союза скоропалительно решили враз освободиться от всего “коммунистического наследия„, в одночасье разорвав тысячи связей в двух сотнях стран по всему миру. Связей, которые нарабатывались отнюдь не глупыми людьми, подлинными патриотами нашей Родины в течение многих десятилетий.
Между тем, посмотрев со стороны на российские ошибки, те, кто ранее брал с нас должный пример (речь пока не о постсоветских государствах, где многие наступали на те же грабли, что и мы в РФ в 1990-е годы), наоборот усилили свои межпартийные связи, заводя их даже с очевидными, на первый взгляд, политическими оппонентами. Кто не верит, рекомендую полюбопытствовать относительно географии и перечня межпартийных связей Компартии Китая, Вьетнама, Кубы или наших соседей из Трудовой партии Кореи.
Однако уже в начале 2000-х годов стало очевидно, что одна лишь парламентская дипломатия не в состоянии в полной мере компенсировать дефицит отношений, возникших с трагическим распадом СССР. Не случайно Всероссийская партия “Единая Россия„, как и целый ряд других парламентских партий нашего Отечества, решили включить в состав своих структур подразделения, специализированные на международных связях. В “Единой России„ эту работу с первых дней начинал нынешний заместитель председателя Совета Федерации (в ту пору депутат Государственной Думы РФ) К. Косачев. И уже тогда, в самом начале 2000-х стало ясно, что круг наших партнёров по межпартийному диалогу не должен быть ограничен формальными идеологическими рамками.
В настоящее время у “Единой России„ есть более шести десятков партнёров во всех частях света. К слову, суммарная численность членов этих партий превышает 300 млн. За указанные партии в их странах голосует порядка 2 млрд. избирателей, а общая численность населения указанных стран превышает 4 млрд. человек, составляя то самое Мировое большинство. На проводимых Международной комиссией Генсовета “Единой России„ (председатель С. Лавров) брифингах присутствует до сотни иностранных журналистов (включая ВКС), а наши международные интернет-стримы собирают в моменте до 10 тыс. участников со всех континентов.
Такого рода многолетняя плановая работа позволила собрать в феврале текущего года в Москве первый за постсоветское время всемирный форум “За свободу наций„ (против современных неоколониальных практик) и учредить новое международное движение.
Приветствуя участников московского учредительного форума, глава российского государства В. Путин отметил: “Уверен, что ваши встречи в таком формате станут регулярными, будут содействовать укреплению широкого диалога и партнёрских связей, выработке совместных ответов на глобальные вызовы„.
Сформированный на февральском форуме Постоянный комитет всемирного движения начал свою работу под председательством Председателя “Единой России„ Д. Медведева в июне во Владивостоке, где также прошёл межпартийный форум БРИКС и его партнёров из стран, не входящих пока в данный геополитический альянс.
Последнее демонстрирует, как партийный формат может дополнять формат межпарламентский и как при их гармоничном сочетании удаётся достигать дополнительный, синергетический эффект. Так, не во всех странах БРИКС политические системы предполагают наличие партий, в то время как в других странах именно политические партии составляют ядро их политических систем. Есть также страны, где руководят коалиции партий, и те, где существует острая внутрипарламентская борьба двух или нескольких непримиримых партийно-политических структур.
В июле в Петербурге под эгидой Председателя Совета Федерации В. Матвиенко и при личном участии президента В. Путина в рамках российского председательства в БРИКС прошёл большой межпарламентский форум. Оба названных мероприятия взаимодополняли друг друга, усиливая внешнеполитические возможности Отечества и повышая результативность нашего председательства в БРИКС.
В этой связи представляется важным организационная увязка уже хорошо зарекомендовавших себя форматов, методов парламентской и партийной дипломатии. Так, развёрнутому на основе российских инициатив (с участием парламентских партий РФ) антиколониальному движению “За свободу наций„ можно было бы продумать его парламентское сопровождение (размышляли об этом недавно за круглым столом в Комитета по международным делам Совета Федерации). А в том же Межпарламентском союзе (с учётом уже наработанных связей с зарубежными партиями парламентского большинства) сформировать своего рода альянс сенаторов и депутатов из стран БРИКС и наших партнёров из других государств. Такого рода наработки тоже есть. Немало возможностей открывается и при взаимопомощи в партийно-парламентской кооперации для организации должного международного наблюдения за выборами (в противовес предвзятым прозападным структурам типа приснопамятной БДИПЧ ОБСЕ).
Подводя итог, ещё раз подчеркну: максимальное сопряжение усилий по всем линиям — от классической дипломатии, до международных межпарламентских и межпартийных связей — в условиях нынешнего глобального переустройства сложившегося миропорядка даёт российской внешней политике дополнительные, значительные возможности. Не упустить их наша общая задача.