День учителя – праздник, который в нашей стране вызывает особенно тёплые чувства. И это понятно. Учитель, педагог – не просто профессия. Когда‑то Максим Горький назвал писателей инженерами человеческих душ. Считаю, учителя – созидатели, творцы душ. Они формируют их, приобщая подрастающие поколения к знаниям, нравственным и духовным ценностям, к богатствам отечественной и мировой культуры, прививая любовь к своему Отечеству.
Вот почему, внешне скромный, труд учителя в действительности один из самых сложных. Он требует глубоких познаний, большого искусства, постоянного напряжения физических и духовных сил, великого терпения. И, конечно же, – огромной любви к детям, к своему делу, к своей стране. Если вдуматься, это подлинное служение. Уверена, что не преувеличу, если скажу, что вся дальнейшая, взрослая жизнь человека – это в очень большой степени обогащение, развитие того, что было заложено в его личность учителем.
Как подчеркнул Президент России Владимир Путин, все наши победы закладываются в школе. Приятно отметить, что наша страна – одна из немногих, которые последовательно проводят принцип единства обучения и воспитания. Мы строим эту работу на основе проверенных историей традиционных отечественных и общечеловеческих ценностей.
Если понимать под цивилизацией не только достижения в области технологий, потребления, комфорта, но и в моральном, духовном развитии человека, то именно Россия сегодня является её хранительницей. И в этом – несомненная заслуга нашей школы, нашей образовательной системы. Считаю, во многом она дала нам ту прочную, непоколебимую основу, опираясь на которую, мы успешно преодолеваем самые серьёзные испытания в нашей новейшей истории, противостоим фундаментальным мировоззренческим вызовам. За этим стоят конкретные люди – учителя. Именно благодаря им даже в тяжёлые 90-е мы смогли сохранить, не дать разрушить основы, лучшие традиции нашего воспитания и сегодня уверенно отстаиваем правду, справедливость, суверенитет, наше право самим определять свою судьбу.
Глубокая благодарность и искренняя признательность вам, уважаемые, дорогие педагоги, наставники за ваш благородный, бесконечно важный, подлинно подвижнический труд!
Отдавая должное достижениям, мы обязаны понимать, что сегодня мы вступаем в принципиально новую реальность – эпоху искусственного интеллекта и цифровых помощников. Совершенно очевидно, что стремительный, всё ускоряющийся прогресс будет менять нашу жизнь, наше общество. Конечно, изменения затронут и школу, систему воспитания. Но я уверена, что даже в условиях таких тектонических сдвигов мы должны не просто сохранить роль учителя как ключевой фигуры в образовательном процессе, но и укрепить её. Это одна из главных задач государства. По крайней мере, мы в России видим это именно так.
Убеждена, сама школа должна остаться институтом непосредственного общения, живого диалога педагога и ученика. Я не представляю, чтобы в этом общении место учителя мог целиком и равноценно занять робот. Мы по этому пути не пойдём.
Конечно, рассуждая о стратегическом развитии образования, мы не должны упускать из виду важные вопросы, решение которых нельзя откладывать на завтра.
Прежде всего, мы должны довести до конца работу, которую уже начали, – реально избавить учителей от непрофильной, излишней бюрократической нагрузки, отнимающей немало сил и времени. Освободить от всего, что мешает им в общении с учениками. Нормативная база для этого нами создана. Однако мониторинг показывает, что закон, принятый в 2022 году, призванный снизить объём бумажной работы учителя, слишком вольно трактуется на местах, и во многих субъектах Федерации педагоги так и не ощутили эффекта. И важная задача федеральных властей, в том числе сенаторов, которые представляют регионы, добиться точного и неукоснительного исполнения законодательства.
Ещё один принятый закон, который запрещает местным властям самовольно требовать от педагогов готовить дополнительную избыточную отчётность, не указанную в министерском перечне, – вступит в силу 1 марта 2025 года. Надеемся, что он также существенно разгрузит учителей. И могу сказать, что в следующую весеннюю сессию одной из задач Совета Федерации будет отслеживание того, как заработает на земле этот механизм.
Далее. Считаю, что более пристальное внимание именно сейчас мы должны обратить на острую нехватку учительских кадров в малых городах и посёлках. Министерство просвещения готовит Комплексную стратегию развития системы школьного образования на период до 2030 года. Я убеждена: необходимо, чтобы она была увязана со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на тот же период. Цель последней – не допустить, чтобы обжитая Россия, что называется, сжалась до нескольких агломераций. Значит, нужно создавать возможности для сохранения малых поселений. А для этого, в свою очередь, требуется обеспечить условия для привлечения в провинцию учителей, прежде всего, молодых, энергичных. На следующей неделе в Правительстве пройдёт обсуждение перспектив пространственного развития страны, и я очень рассчитываю, что и эта составляющая не выпадет из Стратегии.
Наконец, нам нужно признать, что, к сожалению, остаётся актуальной проблема защиты прав, чести и достоинства учителей. Слишком часто педагоги стали подвергаться оскорблениям, травле со стороны учеников и даже их родителей. Это серьёзная угроза для нашей образовательной системы, ведь подрыв авторитета учителя ставит крест на всём воспитательном процессе, порождает у подростков чувство вседозволенности, безнаказанности, безответственности. Одну из основных причин подобной ситуации я вижу в том, что на определённом этапе в нашей стране преобладало отношение к труду педагогов как к деятельности по оказанию образовательных услуг. Что, конечно же, было в корне неправильно.
На мой взгляд, законодатели уже много сделали для того, чтобы изменить эту ситуацию. С 1 сентября заработали новые поправки в закон «Об образовании», которые закрепляют особый статус педагогов, обоснованный общественной значимостью их труда. Изменения вводят право учителя на уважение человеческого и профессионального достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. Причём, не только устанавливают эти права, но и содержат гарантии и механизмы их реализации. Убеждена, эта мера поднимает роль и авторитет учителя на качественно новый уровень. Дело – за реализацией на практике. Наша палата рассматривает контроль за этим вопросом как один из приоритетов.
Уверена, повысить статус учителя, сделать его моральным ориентиром не только для детей, но и для родителей, поможет и приход в школы ветеранов СВО – людей, уже обладающих колоссальным жизненным опытом, пользующихся всеобщим уважением. Верю, что они станут для молодёжи мерилом нравственности, образцом для подражания, как когда‑то были ветераны Великой Отечественной.
В заключение хочу сказать: я не сомневаюсь, что государство не снимет фокус внимания со всех вопросов, касающихся статуса и положения педагога в обществе. Они будут обязательно решены. Иначе мы просто не сможем придать школе и учителю ту роль, которая необходима для воспитания всесторонне развитых, патриотичных новых поколений граждан.
От всей души поздравляю наших педагогов, наставников и всех, кто трудится в школе, с Днём учителя. Здоровья, вдохновения в работе, благополучия дома!