Цифровая трансформация открывает перед нашей экономикой новые горизонты. Внедрение промышленных аналитических систем позволяет сделать производства более энергоэффективными, что способствует снижению затрат и повышению конкурентоспособности.
Однако на многих предприятиях, где собирают данные с различных промышленных систем, их обработка становится настоящим вызовом. Данные поступают в разных форматах и загружаются в разные системы, что создает хаос и затрудняет их анализ. Операторские интерфейсы часто напоминают свалку устаревшего программного обеспечения, и ориентироваться в информации, выводимой на экраны диспетчерских, становится крайне сложно.
Для решения данной проблемы уже сегодня идет законотворческая работа по систематизации промышленных данных. Министерство промышленности и торговли разработало концепцию закона, определяющего порядок сбора, хранения и использования таких данных.
Концепция законопроекта разделяет данные на:
государственные − данные (производственные, технические, экономические, организационные и иные), относящиеся к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным муниципальным органам;
коммерческие − данные (производственные, технические, экономические организационные и иные), а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность.
Законопроект будет регулировать отношения, связанные с обработкой промышленных данных, создаст правовые основы для обеспечения обработки промышленных данных в РФ, что повлияет на повышение эффективности промышленного производства с учетом требований цифрового суверенитета.
Ключевые положения закона:
Обязательное уведомление: Операторы, обрабатывающие промышленные данные, должны будут уведомить Центр компетенций отраслевых промышленных данных о своей деятельностти. и.
Обязательства оператора и посредника: Оператор и посредник обмена данных должны будут выполнять установленные требования. Дополнительные требования могут быть определены в политике или локальных актах.
Контроль и надзор: За соблюдением требований будут следить Центры компетенций промышленных данных отраслей экономики.
Ответственность: Нарушение требований закона влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством. Вред, причиненный субъекту промышленных данных, подлежит возмещению.
Считаю, что разработка закона о промышленном обороте данных является важным шагом на пути к цифровой трансформации российской промышленности. Он создает необходимую правовую основу для развития технологий искусственного интеллекта и создает благоприятные условия для повышения конкурентоспособности российской продукции.