Блоги сенаторов

Все записи блога Хапочкин Андрей Алексеевич Хапочкин
Андрей Алексеевич
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике

Арктика — будущее человечества!

Эти слова – не пафос. Это – реальность!
Арктический регион является кладезем полезных ископаемых и морских биоресурсов. С неизбежным потеплением климата активное освоение этой удивительной, богатой территории становится реальностью ближайшего десятилетия.

По оценкам экспертов до 22 % мировых запасов нефти и газа могут быть расположены под водами Арктики. Территория является источником редкоземельных металлов, титана, циркония, золота, серебра, алмазов и платины. Многие месторождения еще предстоит разведать. Не удивительно, что желающих освоить богатые недра полярных земель становится все больше.
Для России арктические моря — это ещё и важная логистическя артерия. А в условиях тотального противодействия со стороны запада — это новая дорога жизни. Северный морской путь на сегодняшний день является самым быстрым способом доставки грузов из Европы в Азию и обратно, даже несмотря на ледовый преграды, с которыми, кстати, Россия успешно справляется. Сегодня в России самый большой в мире флот ледоколов и на российских верфях строятся новые современные арктические суда.
В настоящее время весь потенциал региона условно разделен между восемью государствами — Канадой, Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией Россией, Швецией и США. Каждая их этих стран имеет арктическую зону своей территории и прилегающий к ней шельф. Именно размер шельфа определяет границы возможного использования ресурсов части Арктики, принадлежащей стране. Вполне очевидно, что у России он самый большой — протяженностью почти 20 тыс. км (19 724,1 км) и площадью около 5 млн кв. км. И это не дает покоя нашим соседям.
В этом году США опубликовали свою Арктическую стратегию, в которой обозначили свое стремление к противостоянию на этой территории с Россией. В документе открытым текстом заявляется о необходимости сдержать развитие нашей страны. Если посмотреть на список арктических стран, то становится заметно, что все они входят в НАТО, причем Финляндия и Швеция вошли в блок совсем недавно. Вероятно, американцы с самого начала украинской провокации планировали именно такое течение событий как один из «бонусов» от развернувшейся по всему миру русофобской пропаганды. Благодаря ей Финляндия и Швеция в спешном порядке вошли в НАТО, и теперь в Арктике может состояться еще одно противостояние альянса и России. Это предположение, к сожалению, подтверждается сообщениями о том, что в НАТО обсуждаются планы по созданию объединенного центра управления воздушными операциями в Арктике.
На фоне явного усиления военного сотрудничества семи арктических стран для сдерживания России, США в одностороннем порядке «захватывает» почти 1 миллион квадратных километров арктичнского шельфа. Причем делает то в обход установленного мировым правом порядка.
В свое время США отказались признавать Конвенцию ООН по морскому праву и не ратифицировали главный международный документ, регулирующий правила определения морских и шельфовых границ.
Снова США делают вид, что международные законы на них не распространяются. Такое поведение разрушает все механизмы правового урегулирования вопросов взаимодействия по вопросам освоения Арктики.

В конце октября в Мурманске состоялось выездное заседание комитета Совета Федерации по международным делам на тему «Практические вопросы соблюдения Конвенции ООН по морскому праву», где мы с коллегами приняли ряд решений, направленных на защиту интересов России в Арктической зоне на международном уровне.

В первую очередь речь идет о последовательной защите интересов России на всех международных площадках по вопросам Арктики. Важно прилагать максимум усилий по недопущению создания «Арктического НАТО». Также поставлена задача развивать сотрудничество России с Китаем для ускорения практической реализации арктических проектов по добыче полезных ископаемых и логистике. А также рассмотреть возможность включения в Арктическую зону России акватории Северного морского пути.
Также принято решение, что необходимо увеличить поддержку арктических портов России, в первую очередь Архангельска. Решить вопросы модернизации портового оборудования и наращивания логистических мощностей.

Также комитет обратился в министерство транспорта и в Росатом с предложением увеличить количество маршрутов в акватории СМП и строительство большего количества судов, способных осуществлять проводку судов по Северному морскому пути.
Россия никому не позволит лишать себя будущего. Мы доказали это на Донбассе, докажем и в Арктике, если придется. Россия всегда стремится к сохранению мира и стабильности в Арктике, для эффективного и безопасного использования ее богатств в интересах развития России и всего мира. Хочется надеется, что США с их «планами сдерживания» России все же одумаются и вернутся к конструктивному диалогу на основе международного права , а не их «нового порядка основанного на правилах».
Россия никогда не допустит ущемления своих прав в Арктике! Северный морской путь — это наше российское достояние, сложившееся исторически. Оспорить это мы не дадим никому. Это русские мореплаватели и первопроходцы открывали Арктику, торгово-экономические северные пути. И уж точно мы не позволим ни одному участнику международного процесса наплевать на интересы мирового сообщества и особенно — интересы нашего народа.