30 лет назад, когда нам навязали либеральные стандарты образования, мы как‑то очень легко отказались от советских (а на самом деле ещё дореволюционных) традиций: школьной формы, патриотического и трудового воспитания, дисциплины на уроках и переменах, аргументируя это тем, что подрастающая личность должна быть абсолютно свободной.
Однако свободу многие перепутали со вседозволенностью, и мы получили едва ли не ежедневные сообщения о вопиющих случаях неадекватного поведения детей в образовательных учреждениях. Слава Богу, что, спохватившись, мы вернули в школы «труды» и военно-патриотическую подготовку. Почти сразу поняли, насколько вредной оказалась «свободная» форма — резко обострилась разница между детьми из состоятельных и малообеспеченных семей, что вызывало нездоровые настроения в классах.
Но вот оценке за поведение мы сопротивляемся.
В начале 90-ых под воздействием «западных друзей», мы решили, что образование – это услуга. Из школы убрали воспитательную функцию, переложив ее на родителей. Учитель не имеет права сделать замечание, призвать к порядку, спросить со всей строгостью за драку, некорректное и вызывающее поведение. Я уже не говорю об откровенном хамстве в адрес учителей, унижение, буллинг, травлю, которые часто спускаются на тормозах, порождая у несовершеннолетних чувство вседозволенности и безнаказанности.
Оценка за поведение не сделает всех хулиганов паиньками в одночасье. Но даст учителю пусть не решающий, но дополнительный инструмент защиты не только своего достоинства, но и безопасности адекватных учеников. В конце концов, школа — место, где ребенок получает первый опыт социально приемлемого поведения, уважения к товарищам, к старшим, к обществу. И лучше пусть регулятором будет учительская оценка за его поведение, чем мы получим на выходе из школы упоротого подонка.