С наступлением третьего тысячелетия от Рождества Христова не смолкают разговоры о формировании нового мира. Каковы же в этом контексте итоги первой четверти 21 столетия?
После краха СССР мир начал меняться неумолимо и с возрастающей скоростью. С началом 1990-х он приобрёл было моноцентричный вид с центром в Вашингтоне. Но сие продолжалось недолго. Сами же США не выдержали испытания однополярностью и начали меняться всё более радикально. Причём под влиянием американских неолибералов отнюдь не в лучшую сторону (под командой «демократов» из клана Клинтонов, поддержанного ими Б. Обамы и, под конец, престарелого Дж. Байдена).
Нарождающийся же мир, что воплощается в материальную реальность на наших глазах, был во многом предвосхищён в 2007 г. российским президентом В. Путиным на Мюнхенской конференции по безопасности.
Противники нового миропорядка объявились незамедлительно. Уже летом 2008 г. руками марионеточного режима натовского ставленника М.Саакашвили была предпринята кровавая вооружённая агрессия против России. После её краха, до февраля 2022 г. многократно предпринималась разнообразные антироссийские атаки, включая экономические рестрикции, попытки взорвать молодую российскую политическую систему изнутри и т. д.
При этом к 2013 г. тогдашний Вашингтон совместно с Лондоном, еэсовским Брюсселем, Берлином, Парижем и Варшавой активно формировали из наиболее мощной (после РФ) постсоветской республики – Украины — вооружённый антироссийский таран. Причём ещё в 2012 г. тогдашняя госсекретарь США Х. Клинтон открыто заявила о намерении Штатов противодействовать процессу какой‑либо евразийской интеграции с участием Москвы любыми способами. Не случайно решение тогдашнего украинского президента В. Януковича о приостановке планов переориентации его страны с СНГ на ЕС стало стартом содеянной «коллективным Западом» пресловутой «революции достоинства» на киевском Майдане (2014).
В то же время, уже через 2 года после мюнхенской речи В. Путина было провозглашено создание нового международного геополитического альянса – BRICS в составе 5 суверенных государств, лидеров своих континентов (Бразилии — B, России — R, Индии — I, Китая — C и ЮАР — S).
Теперь же через такие форматы, как БРИКС, ШОС и ЕАЭС, контуры нового миропорядка, предполагающего полицентричность (в отличие от западной монополярности), суверенное равенство государств и их невмешательство во внутренние дела друг друга (наперекор практике неолиберальных глобалистов), взаимовыгодное сотрудничество (в противовес колониальным и новым колониальным замашкам членов G-7 и их сторонников). Причём после октябрьского (2024) саммита БРИКС в Казани новый мир зримо расширился и укрепился.
Этому, кстати, в значительной степени способствовали как российские победы в противодействии принятых русофобами полусотни ведомых Вашингтоном государств противоправных «санкций», так, конечно же, и продемонстрированная всему миру с 2022 г. неспособность США с его НАТО победить нашу державу «на поле боя».
Возможно, осознавая свою геополитическую слабость и нарастающую силу мирового большинства, новые власти США при президенте Д. Трампе собираются реструктурировать американские ресурсы таким образом, чтобы максимально сконцентрировать их на севере Западного полушария (в т. ч. за счёт эвакуации туда всего необходимого им из того же ЕС, Японии, Ю. Кореи; путём полного господства Вашингтона над территорией формально независимой ещё Канады и датской Гренландии, а также укрепления позиций США в Центральной Америке, включая прямой контроль над Панамским каналом). А затем вернуться с более выигрышных позиций и после санации американского государства и общества к привычному им за 80 лет управлению миром при помощи кнута и пряника, но на консервативных позициях.
Жаль, что среди стран мирового большинства (включая немалую часть наших соседей) хватает пресловутых «ждунов», которые пытаются в своих национальных «квартирках» пересидеть период мировой турбулентности, дабы затем примкнуть к очевидным победителям текущей геополитической передряги. Однако мы, в первую очередь, должны и далее рассчитывать преимущественно на собственные силы и ресурсы, защищая собственные национальные интересы. А для сплочения здоровых и разумных сил на огромном Евразийском материке последовательно и настойчиво продвигать в жизнь инициативу В. Путина по созданию системы равной коллективной безопасности и сотрудничества на нашем самом большом континенте Земли. Российский парламентский «Евразийский диалог» готовит в этой связи в Перми, у географической границы Европы и Азии соответствующие общественно-политические слушания к годовщине данной инициативы и с привлечением представителей многих стран от Тихого океана до Атлантики.
Но не стоит наивно полагать, что «коллективный Запад» просто так уступит глобальную политическую арену. Там по‑прежнему видят именно в нашем Отечестве главную угрозу их слабеющей монополии, а потому продолжат попытки сломить нашу страну изнутри. Как заметила в этой связи председатель Совета Федерации В. Матвиенко, говоря о продолжении работы сенаторов по защите от вмешательства извне в суверенные дела России: «Понятно, почему мы уделяем внимание такой теме – на фоне развёрнутой агрессии против нашей страны и озвученного стремления нанести нам стратегическое поражение». Так что будем продолжать укреплять российский суверенитет в условиях нынешней геополитической трансформации!