Блоги сенаторов

Все записи блога Климов Андрей Аркадьевич Климов
Андрей Аркадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Суверенитет вчера, сегодня, завтра

Эксперты Комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России (далее Комиссия) утверждают, что с момента её учреждения (июнь 2017 г.) частота употребления слова «суверенитет» в общественном пространстве возросла как минимум на порядок. Конечно, дело здесь не столько в появлении сенаторской Комиссии, сколько в том, что верхняя палата российского парламента чутко уловила важность и актуальность данной тематики, её особое значение в деле укрепления безопасности нашего Отечества, упрочнения его политической системы, сплочённости многонационального народа России и устойчивого развития нашей державы.

Поддержанное главой государства В. Путиным решение о формировании Комиссии оказалось едва ли не первым в мире – нигде ранее подобные парламентские структуры ещё не создавались. Более того, в немалом числе государств по самым разным причинам вопросы их государственного суверенитета были отнюдь не первоочередными. Причём бытовали и такие мнения (включая псевдолиберальных персонажей внутри РФ), что государственный суверенитет якобы является чуть ли не тормозом общественного развития. Как впоследствии выяснилось, подобные суждения особо часто звучали из уст тех, кто был получателем иностранных грантов от недружественных нам структур, вроде скандально известного ныне USAID.

Между тем проблеме национального суверенитета (как права самим определять своё настоящее и будущее) не меньше лет, чем государствам как таковым. Однако за минувшие тысячелетия здесь были свои вызовы, проблемы и пути их решения. Автор не собирается углубляться здесь в историю вопроса (желающие могут ознакомиться с материалами открытой части Ежегодных докладов Комиссии, начиная с 2018 г.), но отметим, что именно уроки последних 80 лет с момента окончания Второй мировой войны и образования ООН не теряют своего значения и поныне. Недаром в Уставе ООН есть понятие суверенитета в привязке к суверенному равенству государств, входящих в Объединённые Нации, а, допустим, понятия «демократия» (ввиду его размытости и неоднозначности) нет.

Более того, именно безусловная Победа нашего народа в Великой Отечественной войне и его особая, выдающаяся роль в образовании ООН (договорённость об этом была достигнута в 1945 г. в российском Крыму) позволила затем десяткам государств обрести собственную независимость на основе данного им Уставом ООН права наций на самоопределение и недопустимость внешнего вмешательства в их суверенные внешние и внутренние дела.

Трагический распад СССР и попытка неолиберальной «демократической» коалиции в США и иных странах НАТО выстроить выгодный лишь им «порядок, основанный на правилах», с центром управления в «вашингтонском болоте» (выражение Д. Трампа от 2020 г. — АК) для реализации сомнительных глобалистских идей едва не привела Человечество в конце правления Дж. Байдена и его команды к мировой катастрофе.

Причём немалую роль в реализации тех деструктивных, общественно-опасных идей сыграли усилия «мирового меньшинства» (властей «золотого миллиарда», «мировой закулисы», «коллективного Запада») по подавлению в десятках стран на всех континентах любого их стремления к государственному суверенитету и поощрению к отказу от собственной независимости ради встраивания в некую глобалистскую общность (типа ЕС или G-7) на вассальных правах.

С конца 1980 и по начало 2000-х мы в полной объеме испытали в Российской Федерации вредоносные последствия этой доктрины. Именно тогда резкое ослабление государственного суверенитета едва не привело к распаду Федерации и способствовало нарастанию кризисных явлений во всех сферах: от экономики и политики до образования и культуры.

Как бы подводя итоги этому печальному периоду отечественной истории, В. Путин публично заявил в 2007 г.: «Суверенитет – это очень дорогая вещь, и на сегодняшний день, можно сказать, эксклюзивная в мире. Для России суверенитет – не политическая роскошь, не предмет гордости, а условие выживания в этом мире. Россия – такая страна, которая не может существовать без защиты своего суверенитета. Она будет либо независимой и суверенной, либо, скорее всего, её вообще не будет».

Примечательно, что в том же году в Мюнхене наш национальный лидер во всеуслышание заявил о необходимости перехода от тупиковой концепции «одноплярного мира» к более справедливой многополярности, при бесспорном уважении и равенстве суверенных прав всех государств (что и записано в Уставе ООН). Жизнь в полной мере доказала обоснованность слов Владимира Владимировича. И теперь понятие суверенитет (со всеми его возможными контекстами) воспринимается уже совершенно естественно, как в России, так и во многих других государствах мирового большинства, включая все страны БРИКС и ШОС. Даже некоторые страны ЕС сейчас «вдруг» вспомнили, что и они якобы суверенны, но тут же многие из них, по сути, взяли свои слова обратно, вернувшись к привычным за десятилетия сектантским мантрам о необходимости «говорить Европе единым голосом».

Но и в России опять раздаются голоса (притихшие с началом СВО) о том, что в связи с ожиданиями некоторого потепления отношений между Вашингтоном и Москвой разговоры о необходимости дальнейшего укрепления отечественного суверенитета и важности предотвращения вмешательства извне в наши внутренние дела теряют‑де свою актуальность.

Автор не знает, когда и до какой степени нормализуются деградировавшие, даже в сравнении с периодом Холодной войны, российско-американские отношения, но уверен, что при этом за рубежом число желающих повлиять на отечественную внешнюю и внутреннюю политику существенным образом не изменится. Хотя стиль и методы таких попыток, как и названия организаций и фамилии участников подобных попыток вмешательств, могут претерпеть существенные изменения.

Ещё раз напомню, тот же Д. Трамп шёл на выборы не под лозунгом сделать великими Европу, Китай или Россию, но Соединённые Штаты. Как напомню и то, что в самих США, не говоря уже о Великобритании или странах континентальной Европы к западу от России, по‑прежнему полно тех, кто до сих пор мечтает «расшатать Россию», порвать её «в клочья», «ликвидировать Русский мир», столкнуть нас «на обочину истории» и т. д.

Вполне открыто называются и новые сроки реализации такого рода антироссийских устремлений – к 2030 году, т. е. к моменту очередных президентских выборов в нашей стране. А промежуточный рубеж для недругов России приурочен к году последующих выборов в Государственную Думу. Отмечу также, что стремящихся ослабить наше общество и государство, увы, хватает не только к Западу от российских границ.

Вот почему нам важно помнить и уроки восьмидесятилетней давности, и постсоветского периода отечественной истории (включая период СВО). А ещё – внимательно следить за тем, кто и как в современном мире пытается вмешиваться в чужие суверенные дела, и постоянно повышать степень нашей защищённости от любых деструктивных внешних воздействий, от кого бы они ни исходили и каких бы сфер ни касались.

Да, делать это будет всё сложнее (так как способы такого негативного воздействия недругами постоянно совершенствуются), но можно и должно. В том числе путём совершенствования российского законодательства, донесения должной информации до наших граждан, укрепления взаимодействия по данным вопросам со всеми структурами публичной власти, субъектами Федерации, организациями гражданского общества, а также в тесной кооперации с нашими зарубежными партнёрами, в том числе методами парламентской, партийной и народной дипломатии.