Поведение футбольных фанатов уже несколько лет к ряду остается в России больной темой. Она не всегда присутствует в информационной повестке, но раз за разом напоминает о себе. И каждый раз — жертвами.
С точки зрения социологии субкультура футбольных болельщиков в настоящее время теряет связь со своей изначальной смысловой основой, которой была поддержка любимой команды. За этой вывеской скрывается новое содержание – стремление к агрессии и конфронтации с другими подобными группами, которое оправдывается все той же поддержкой «своих». В общественном мнении постепенно закрепляется образ футбольного болельщика как маргинала, чье поведение на матче может быть потенциально опасно для окружающих. Это несправедливо по отношению к остальным, поскольку агрессивные фанаты составляют в общей массе болельщиков лишь небольшую часть. Должны быть установлены разумные и взвешенные правила поведения на спортивных мероприятиях, которые бы гарантировали общественную безопасность и одновременно не лишали бы зрителей удовольствия излишней жесткостью.
Поэтому разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» мне видится своевременной и востребованной со стороны гражданского общества. Очень важно доработать и принять закон в возможно более короткие сроки, чтобы избежать новых несчастных случаев.
В эту ловушку уже попадала Великобритании. России необходимо принять во внимание ее опыт. Великобритания не успела своевременно обновить правовое регулирование поведения зрителей на матчах в ответ на радикализацию фанатских групп, и заплатила за это высокую цену. 15 апреля 1989 года в Хиллсборо погибли 96 человек, 766 получили ранения. В том же году в Великобритании был принят Акт о болельщиках на футбольных матчах, который с тех пор уже трижды дополнялся и корректировался.
В рамках созданного положениями Акта механизма по обеспечению безопасности на матчах, для России мне кажутся перспективными следующие решения:
— создание в структуре МВД органа по координации активности, связанной с футбольными болельщиками;
— организация системы видеонаблюдения за порядком на стадионах;
— лицензирование стадионов с тем, чтобы побудить их своевременно проводить модернизацию систем безопасности, а также быть готовыми к эффективному сотрудничеству в случае возникновения происшествий;
— создание единой базы данных правонарушителей в среде болельщиков. Хранение и использование указанных данных должно гарантироваться положениями федерального закона «О персональных данных».