В День народного единства националисты все же промаршировали по Крымской набережной и в Люблино. Хотя марш в народе и окрестили «узким» за его неожиданную малочисленность, все же неприятно, что мэрия отказалась прислушаться к горожанам. По их обращениям было понятно, что националистам не доверяют и ждут от их акций нарушений порядка. Думаю, выступление националистов в центре заставило многие семьи отказаться от своих праздничных планов в этом районе городе.
И опасения граждан понятны. Разумно ли ожидать чего‑то доброго и праздничного от шествия коротко стриженных молодых люди с закрытыми лицами? За русскими националистами тянется недобрая слава. Значительная их часть – футбольные фанаты, которые не славятся своим миролюбием. В этот раз обошлось без драк, но они пронесли с собой фаеры и дымовые шашки и устроили привычный для себя, но не для других антураж.
Отдельно хочу отметить, что недобрые ожидания по поводу нео-фашстских черт в «Русском марше» сбылись. Нацистская символика гордо проплыла над московскими улицами. Разумеется, свастика сама по себе имеет историю куда более древнюю, чем история фашизма, поэтому доводы защитников свастики обоснованы. Однако в нашей стране, которая заплатила десятками миллионов жизней за победу над фашизмом, свастика ассоциируется и еще долго будет ассоциироваться с этим бесчеловечным режимом, а не с солнцеворотом. Спрашивается, почему бы не взять любой другой из традиционных русских символов? Почему, в конце концов, не крест? Или же свастика незаменима, потому что именно она отражает настоящую позицию маршировавших?