Наша делегация посетила американский штат Теннеси самостоятельно, без привязки к международным организациям. Это был первый подобный опыт — до нас в Америку в таком качестве никто из российских официальных лиц не ездил. Власти штата оказали нам полную поддержку, что приятно удивило, особенно на фоне сообщений о проблемах, с которыми столкнулись международные наблюдатели в Техасе.
Надо понять американцев — они заинтересованы в беспристрастном объективном наблюдении, а не во вмешательстве в свои внутренние дела. Здесь нельзя не вспомнить о международных мониторинговых миссиях того же БДИПЧ ОБСЕ, которые приезжали в Россию, держа за пазухой заранее сфабрикованные отрицательные заключения по выборам. Запомнилось, как на всех участках Теннеси, куда бы мы ни приходили, нас спрашивали: «А Вы случайно не из ООН, не из ОБСЕ? Нет? Тогда проходите, добро пожаловать!»
Как законодатель, хотел бы подчеркнуть: положительным моментом в наших нынешних отношениях с США стала взаимная заинтересованность в обмене электоральным опытом. Есть чему поучиться друг у друга в конструктивном ключе, без нотаций в менторском тоне. В Америке сложилась интересная избирательная система — при организации голосования используются передовые электронные технологии, причем сам процесс волеизъявления полностью автоматизирован. Хорошо это или плохо? Наверное, хорошо, если не возводить в абсолют, гарантировать контроль со стороны живых людей, работающих в избирательных комиссиях, на участках.
Запомнилось то обстоятельство, что в день голосования всякая агитация в пользу того или иного президентского кандидата на расстоянии менее 30 метров от избирательного участка была запрещена. Правда, здесь не обошлось без нарушений — на некоторых участках мы заметили выборную агитацию, причем везде в пользу Барака Обамы. Но соответствующие плакаты и изображения по нашему первому требованию немедленно убирали.
В общем, повторюсь: американский опыт интересен, однако делать его безусловным образцом для подражания не стоит, везде есть свои традиции и специфика.