Формально ситуация с оснащением медицинским оборудованием на местах за последнюю пару лет также значительно улучшилась — в этом я убедился в ходе поездок. В рамках региональных и федеральных программ было закуплено много новейшей медтехники. Но, как оказалось, оснащение — еще не панацея.
Недавно увидел новость о том, что в части оснащения технологичным медицинским оборудованием Москва вплотную приблизилась к Германии, обойдя Францию и Великобританию. Это, вне всяких сомнений, достижение. Однако, делать вывод о том, что мы теперь на уровне Европы по качеству медицинского обслуживания, преждевременно. Все‑таки, Москва — это не Россия. Фактически, наш лучший медицинский центр, по немецким меркам, является средним. Следовательно, новость нужно читать так: «Медицина в Москве, столице России, вышла на средний по Германии уровень качества».
Безусловно, в развитии российской медицины наблюдается некоторая позитивная динамика. В столице она выражена ярче всего — здесь на порядок больше денег. В регионах все сложнее. Формально ситуация с оснащением медицинским оборудованием на местах за последнюю пару лет также значительно улучшилась — в этом я убедился в ходе поездок. В рамках региональных и федеральных программ было закуплено много новейшей медтехники. Но, как оказалось, оснащение — еще не панацея. Необходимо было ввести оборудование в эксплуатацию, а также обеспечить обслуживающим персоналом, который мог бы с ним квалифицированно работать. Эти вопросы не проработаны. Выяснилось, что в некоторых регионах в бюджете не появились статьи на финансирование содержания и эксплуатации оборудования. В результате новейшая техника пылится на складах. В ряде клиник, где подключить оборудование удалось – не нашлось квалифицированного персонала, чтобы его использовать.
Говоря о данной проблеме, нельзя не упомянуть аспект внедрения информационных технологий в здравоохранение. Здесь есть несколько критических позиций, непроработанность которых сильно замедляет развитие отрасли. Если провести аналогию со строительством здания, то фундамента еще нет, а выделенные средства уже были израсходованы на крышу. Отсутствие прочного фундамента, который складывается из единообразной и публичной архитектуры информационной системы, стандартов интероперабельности, развитой системы справочников и классификаторов, не позволяет выстроить устойчивое здание единой информационной системы в здравоохранении.
Подводя итог, можно сказать, что недостаточно оснастить больницы новым оборудованием. Нужно также озаботиться созданием эффективной среды управления, условиями для рационального использования оборудования, подготовкой квалифицированных кадров и систематически заниматься решением вопросов информатизации.