Одной из центральных тем прошедшей в четверг «Прямой линии» Владимира Путина стало сохранение исторической памяти. Когда к президенту с просьбой остановить акты вандализма в отношении памятников нашей общей Победы обращается 90-летний ветеран Абрам Львович Ехилевский, почти со слезами на глазах рассказывая о том, как больно терпеть подобные оскорбления, понимаешь, что дело не только в ужесточении наказания.
Наказание действительно следует ужесточить, но воспитание, о котором часто забывают в современной школе (ставшей слишком технологичной и дающей схематичные разрозненные знания) – часть нашей общей ответственности, перед государством, перед историей, перед будущими поколениями.
Не случайно сразу же после разговора с ветеранами страшных и великих событий на Курской дуге, где советская армия переломила ход всей Второй мировой войны, речь зашла о едином учебнике истории. Споры о том, нужна ли России официально сформулированная историческая позиция о ключевых вопросах нашей истории, надеюсь, теперь закрыты. Но от того, как именно эта позиция будет изложена, зависит очень многое.
Единый учебник истории нужен не потому, что ученикам не хватает знания дат, а потому, что за этими датами в огромном количестве трактовок теряется смысл тех событий, которые определяют наши традиции, нашу национальную идентичность, наши ценности. В случае с историей Великой Отечественной, участники которой, к счастью, пока еще живы, у нас есть уникальный шанс – привлечь их для написания (или консультаций) отдельных глав единого учебника.
Личный опыт участников войны бесценен, их позиция непротиворечива, последовательна и является самым наглядным примером того, как именно история может быть живой. Воскресить память о далеких событиях мы уже не можем, но отношение к Великой Отечественной среди школьников нужно менять. И стесняться единообразия не нужно, ведь речь идет о подвиге народа.