Члены Совета Федерации акцентировали внимание участников на том, что назрела необходимость инвентаризации, пересмотра перечня существующих налогов, а также предоставляемых по ним льгот
В Совете Федерации 22 мая состоялись парламентские слушания на тему «Внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах и их влияние на формирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ». В ходе слушаний члены Совета Федерации акцентировали внимание участников на том, что назрела необходимость инвентаризации, пересмотра перечня существующих налогов, а также предоставляемых по ним льгот.
Для нас, как представителей регионов важно, что ныне существующие налоги, даже с учетом введения так называемого «налога на роскошь» и будущего изменения в акцизных сборах не слишком помогут экономике в целом и экономике регионов в частности. Дело не только в многочисленных льготах по налогам, которые зачастую потеряли свой экономический смысл. Назрела и необходимость пересмотреть подход к налогообложению инструментов, благодаря которым предприятия смогут получить реальные средства на развитие. Инвентаризация льгот по налогам, кстати, не во всех случаях будет означать их отмену – напротив, в некоторых областях должны быть введены новые налоговые преференции, в том числе и те, что коснутся каждого гражданина РФ.
В частности, в ходе парламентских слушаний представитель Минфина Илья Трунин отметил необходимость введения налоговых льгот для частных лиц, которые приобретают облигации российских компаний на небольшие суммы. Сегодня доход физлиц с прибыли от реализации облигаций облагается налогом по ставке 13%. В случае льготирования по налогу облигации стали бы хорошей альтернативой банковским вкладам, а на деньги от реализации облигаций предприятия могли бы развивать свой бизнес, принося тем самым больше налоговых поступлений в государственный бюджет.
Инициативу льготирования налогов на доходы от облигаций для частных лиц мы давно обсуждаем с представителями Минфина и Центробанка, и я рад, что Минфин публично поддержал эту инициативу. Инвестиции в долгосрочные долговые инструменты (российские облигации) в наибольшей степени способствуют развитию экономики, обеспечивая прямое поступление денег от покупателей облигаций в реальный бизнес. Однако пока этот инструмент в России неразвит и не пользуется спросом у населения. Причина в том, что на сегодняшний день не существует стимула вкладывать средства в облигации – проще и надежнее хранить деньги в банках, где есть и госгарантия по вкладам, и отсутствие налоговых обязательств в случае, если ставки по вкладу «в рынке» или даже чуть выше. И, что зачастую плачевно отражается на нашей экономике, существует возможность изъять средства из банка в любой момент. Именно по этой причине банки не торопятся вкладывать полученные ими средства граждан в реальный сектор экономики, ведь срочность привлечения этих денег весьма условна. Поэтому одновременно с введением для частных лиц льгот на доходы от российских облигаций я считаю должным одновременно задуматься и о необходимости налогообложения доходов с крупных банковских вкладов. Это, наряду с налоговыми льготами по облигациям, могло бы стимулировать граждан, обладающих солидными сбережениями, вкладывать средства на определенный срок, по сути, в развитие конкретного предприятия, приобретая его облигации. Что, в конечном итоге, не только поможет развиваться нашей экономике, но и создаст альтернативу на рынке доходных сбережений для частных лиц, где пока львиную долю маржи получают все‑таки банки.