Отношения США и России в последнее время носили непростой и даже напряженный характер. Еще несколько дней назад дипломаты рассуждали на тему спорности их перезагрузки и даже вероятности новой холодной войны. Однако после вчерашнего визита в Россию делегации членов Конгресса США стало очевидным, что диалог возможен и нужен как США, так и России.
Обе страны признают, что главной угрозой мировой стабильности сегодня является распространение радикального ислама, который все чаще проявляется в террористических атаках в различных странах. Особенно остро эту проблему почувствовали в США после теракта в Бостоне, которого могло бы не произойти, если бы информация российских спецслужб о братьях Царнаевых была услышана. Это сегодня понимают, посетившие Россию конгрессмены, обеспокоенные приростом населения, исповедующего ислам и строительством мечетей.
Россия – страна, треть населения которой мусульмане. Для нас сосуществование нескольких религий и мировоззрений стало традицией, имеющей глубокие исторические и культурные корни. Этот опыт мирного сосуществования, а также работа на территории национальных республик органов власти, правоохранительных органов, были бы интересны США, если они готовы перейти слов к делам. Ведь до сих пор один из спорных моментов в отношениях наших стран остается ситуация вокруг Сирии. К большому сожалению, сирийская оппозиция сегодня получает вооружение от стран запада, а ее боевые отряды проходят специальную подготовку на территории Иордании.
Фактически через какое‑то время, благодаря этим действиям, мы можем узнать о появлении в мире нового Усама бен Ладана. Сегодня лидеры Аль-Каиды все чаще и чаще заявляют о радикальности настроений не только к режиму Башара Асада. Поэтому в Сирии есть вероятность появления такого же хаоса как в Ливии и Египте, с опасностью развала государства на племенные общины. По реакции конгрессменов мы поняли, что их эта тема беспокоит, и США не хотелось бы повторения сценария Ливии и Египта.
Кроме того, конгрессмены заявили, что США заинтересованы в опыте России и готовы сотрудничать с нами на этапе вывода международных коалиционных сил из Афганистана. Это будет очень трудный процесс, через который когда‑то прошел Советский Союз. Тогда мы провели сложнейшую операцию, направленную на минимизацию потерь, и в этом плане сейчас также очень важно не допустить хаоса и нарушения графиков вывода войск, потому что сухопутная дорога только одна, а Афганистан граничит со странами СНГ. В этом плане необходимо, чтобы угроза террористических атак не перешла на территорию России. Наше Министерство обороны, Генштаб владеет технологиями, которые могли бы (по межправительственным соглашениям) использованы США. Кроме этого у нас есть базы в Центральной Азии, которые могут быть предоставлены международному контингенту войск для перегруппировки и перелета, переезда к местам постоянной дислокации.
Но все это возможно лишь при конструктивном диалоге наших стран, недопустимости разговора ультиматумов, который раннее использовал Конгресс США, когда шла речь о списке Магницкого.