Астана – город будущего.
Авторитет любой страны в решающей степени определяется комфортом и красотой архитектуры столицы, гостеприимством и культурой ее жителей. Как правило, это не только административный, но индустриальный центр государства, имеющий свою давнюю историю. Поэтому при упоминании Великобритании возникает образ Лондона, Франция не мыслима без Парижа, а Германия ассоциируется с Берлином и рейхстагом, в Японии это Токио и таких примеров много.
Однако в этом ряду есть немало исключений. В самых крупных по территории и населению государствах как США, Китай, Бразилия, Индия, Канада. Австралия, Казахстан, ЮАР и в ряде других административные центры расположены отдельно от крупнейших финансовых и индустриальных агломераций. В США роль столицы выполняет Вашингтон, а самым крупным городом страны является Нью-Йорк, в Китае Шанхай по населению и экономической значимости значительно больше, чем столица – Пекин, в Индии Нью-Дели заметно уступает по населению Мумбаи и Калькутте, в Канаде это Оттава и Монреаль, в Австралии – Канберра и Мельбурн, в ЮАР – Претория и Йоханнесбург. Как правило, столицы этих государств сравнительно небольшие города, где сосредоточены только правительственные организации и необходимая инфраструктура. Такое разделение функций удобно для жителей столичных городов, значительно меньше приезжих, равномернее рассредоточено население и стратегически безопаснее для страны в целом. И только в самом большом по территории государстве мира — России все функции столицы и крупнейшего экономического центра совмещены в Москве.
В этой связи еще более странным выглядит не так, давно принятое решение руководства страны о дальнейшем развитии и расширении площади Москвы. Как известно, московская агломерация является одним из немногих городов России, население, которой постоянно увеличивается за счет его притока из других регионов и, в первую очередь, катастрофически пустеющих территорий Сибири и Дальнего Востока. Образно говоря, Москва напоминает огромный «пылесос» вытягивающий самые активные трудовые ресурсы с периферии и прилегающих государств бывших союзных республик. Таким образом, российский корабль все больше кренится на борт, где скапливается экипаж вместе с капитанской рубкой — ее столицей, явно смещенной от центра и наклон ее палубы с каждым годом все возрастает.
В числе причин ставших основанием для переноса столицы, необходимо отметить, что новый центр Казахстана, получивший название Астана, расположен в средней части страны, входящей в десятку крупнейших по территории государств мира, откуда можно в течение 3 часов добраться до самых крайних ее точек. Здесь же находится самый крупный железнодорожный узел, через который проходят меридиональные и широтные пути. Еще Н.С.Хрущев в начале 60-х годов прошлого века, как главный идеолог целинной эпопеи, предлагал перенести сюда столицу Казахстана и для этого уже создавал соответствующую инфраструктуру. Именно, здесь по его предложению, было построено первое в стране конгрессное здание, вмещавшее 2 500 человек, второе по вместимости после Кремлевского дворца съездов. Однако после его освобождения от должности первого секретаря ЦК КПСС эта идея была отложена почти на треть века.
После принятых решений и поддержанных парламентом страны в кратчайшие сроки в новую столицу были переведены основные министерства и ведомства, построено жилье по типу общежитий, в котором даже проживали высшие руководящие лица. Вполне понятно, что не все пожелали оставить теплую Алма-Ату и переехать в голую степь, где зимой морозы достигают 40 градусов и летом такого уровня бывает и жара. Тем не менее, за 20 лет население Астаны увеличилось как минимум втрое и достигло 800 тыс. человек.
Одним из самых приятных впечатлений от посещения Астаны осталось хорошее отношение казахов к России. Молодежь в своем большинстве хорошо знает русский язык, реклама и телевидение передается как на казахском, так и на русском языке. Даже официальную речь при открытии Астанинского форума Президент Н.А. Назарбаев произнес на русском языке. На русском языке проходит и большинство других официальных мероприятий и в том числе и заседание нашей Комиссии по сотрудничеству между Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Сенатом Парламента Республики Казахстан.
Одной важнейших особенностей развития российско-казахстанских отношений является недавно созданное единое экономическое пространство «Россия-Казахстан-Беларусь» и организация нового транспортного коридора «Восток-Запад», как кратчайшего расстояния из Европы в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Необходимо учитывать, что Россия имеет с Казахстаном самую протяженную сухопутную границу длиной более 7 тыс. км., на которой уже нет таможенных постов.
В официальных и частных беседах мы убедились, что Казахстан, наверное, единственная республика из числа бывших друзей по Союзу, которая сохранила дружественные отношения к России на всех уровнях власти. При этом такие связи не имеют каких‑либо корыстных интересов и развиваются на абсолютно паритетных условиях. Поэтому почти ежегодно проходят традиционные форумы руководителей приграничных областей России и Казахстана с участием глав государств (Омск,2003г., Челябинск,2005г., Уральск,2006г., Новосибирск,2007г., Актюбинск,2008г., Оренбург,2009г., Усть-Каменогорск,2010., Астрахань,2011г.).
Такой опыт сотрудничества позволяет разработать, на примере российско-казахстанских международных отношений, модельный закон о развитии приграничных территорий, где делается основной акцент на повышение эффективности экономических и культурных связей на региональном и муниципальном уровнях. Сближает наши интересы, то обстоятельство, что две главные реки Казахстана Иртыш и Урал относятся к категории трансграничных водотоков. Качество воды и объем стока этих рек в решающей степени зависит от экологической обстановки в указанных речных бассейнах. Более того, верховья р.Урал расположены в России, а основная часть бассейна р.Иртыш находится в Казахстане. Поэтому от объемов водопотребления в верхней части р.Иртыш зависит экономическое развитие г.Омска и значительной части Западной Сибири. В свою очередь, водная политика российских регионов во многом лимитирует развитие западного Казахстана, орошаемых водами Урала.
Не менее важен и тот факт, что старая столица Алма-Ата расположена в сейсмоопасной зоне и в 1911 г здесь произошло катастрофическое Вернинское (старое название Алма-Аты) землетрясение. Такие же катастрофические землетрясение произошли позднее в Ашхабаде и в Ташкенте. Поэтому велика вероятность возникновения здесь сильных сейсмических толчков и новое расположение столицы устраняет такую опасность.
Во время недавней встречи руководства страны с главами регионов Председатель Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко предложила перенести в профильные регионы офисы крупных госкорпораций, что ее мнению увеличит доходную статью бюджета субъектов федерации и разгрузит население столицы. Это мнение поддержано и главой правительства России Д.А.Медведевым. Таким образом, можно утверждать, что в таком вопросе — лед тронулся.
В отличие от казахстанского опыта, когда новая столица возникла почти в голой степи, места новой столицы России могли быть расположены в Екатеринбурге или Новосибирске, которые имеют развитую инфраструктуру, транспортную систему, включая и метро. Там и там уже находятся центры управления федеральными округами, что значительно снижает риски различных потерь на такой перенос. Вероятно могут быть и другие варианты.
Для того чтобы убедиться в необходимости такого решения надо зримо ощутить преимущества новой столицы как Бразилиа, построенной менее чем за 5 лет в глухой бразильской сельве. При этом финансовым центром страны по прежнему остался Рио‑де Жанейро, в новую столицу переехали только административные органы. Таким образом вся логика подобных решений может позволить России, как самой крупной державе войти в число государств, где есть логическое разделение административных и финансовых функций для комфортного проживания населения.