Сегодня в нашем обществе идут горячие споры о преподавании истории в школе, о том, каким должен быть учебник по этому предмету. 20 лет наши дети учили историю по сотням, мягко говоря, не бесспорных учебников. И это не могло пройти бесследно. Появилась реальная опасность возникновения разрыва в памяти поколений. Мысль о дискретности нашего национального существования (вчера было одно, а сегодня совсем другое) упорно подбрасывается с разных сторон. Уже и Великая Победа, и Гагарин – это вроде как реликты прежних времен, и нам, современному поколению, уже не принадлежат.
Сегодня в нашем обществе идут горячие споры о преподавании истории в школе, о том, каким должен быть учебник по этому предмету.
20 лет наши дети учили историю по сотням, мягко говоря, не бесспорных учебников. И это не могло пройти бесследно. Появилась реальная опасность возникновения разрыва в памяти поколений. Мысль о дискретности нашего национального существования (вчера было одно, а сегодня совсем другое) упорно подбрасывается с разных сторон. Уже и Великая Победа, и Гагарин – это вроде как реликты прежних времен, и нам, современному поколению, уже не принадлежат.
Один из выдающихся европейских мыслителей прошлого довольно точно определил одну очень важную черту понятия «НАРОД». Народ — это союз поколений во времени. Без такого союза разрушается культурно-историческое пространство страны, а вслед за этим неумолимо исчезает конкретная историческая общность людей.
Примерно месяц назад, незадолго до своей кончины ко мне обратился с письмом наш выдающийся историк Сигурд Оттович Шмидт. Он писал об очень важной проблеме – необходимости подготовки высококвалифицированных кадров по региональной истории и краеведению.
История своего края, соединенная с нашей общей историей – вот что должен знать каждый вступающий в жизнь молодой человек. История большой и малой родины формирует в человеке сплав истинной гражданственности, определяющей главный вектор жизненного пути.
Я хочу, чтобы вы тоже узнали, что волновало выдающегося учёного, перешагнувшего девяностолетний рубеж, в последние дни жизни:
Письмо С. Шмидта Председателю Совета Федерации В. Матвиенко
Сигурд Оттович был настоящим подвижником, настоящим патриотом России. В смутные времена начала 90-х он стал одним из основателей Союза краеведов России, а для истории родной Москвы, создал особый раздел исторического знания – москвоведение. И фундаментальная «Энциклопедия Москвы» – это тоже его детище.
Мы сотрудничали с ним много лет, еще со времен моей работы в Правительстве РФ. Готовили юбилейные пушкинские торжества, помогали движению краеведов, а в последнее время работали в консультативном совете по культуре, созданном в Совете Федерации.
Предложения, изложенные в письме, могут быть дополнены и реализованы в разных формах. Сейчас в системе российского образования идет переосмысление многих подходов. Не всё получается сразу, не всё идет просто и гладко. В Совете Федерации все ступени образования – от детсадовского до высшего – постоянно находятся в центре внимания.
В рамках переосмысления программы обучения в нашей школе, мы намерены предложить Министерству образования ввести в разряд обязательных ЕГЭ предмет «История России», а может и более широкий с элементами зарубежной истории, что поможет лучше понять место нашей страны в современном мире.