В последнее время мы часто говорим об использовании во внешней политике России «мягкой силы», под которой, в первую очередь, подразумевается деятельность некоммерческих организаций, а также государственных фондов, созданных МИД России, Россотрудничеством. Считается, что через них мы сможем лоббировать позицию нашей страны как по текущим, так и по стратегическим вопросам в гуманитарной сфере. Особенно важны для нас позиции на постсоветском пространстве, где в 2015 году начнет свою работу Евразийский экономический Союз.
Однако сегодня приходится констатировать, что влияние России на этом поле ослабевает.
Но не из‑за того, что у нас мало НКО, нет программ или специалистов, которые выстраивали бы эту работу. Причина банальна и с точки зрения государственных интересов необъяснима: до сих пор за этот год ни одной копейки, заложенных на эти цели средств, не поступило. Ярким примером является ситуация с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества СНГ, который с начала этого года в многостороннем формате не профинансировал ни одного мероприятия. Не лучше обстоят дела у фонда «Русский мир», Фонда публичной дипломатии имени А. М. Горчакова и многих других. Об этом заявляют послы, партнеры по Содружеству. Но их не слышат!
В результате этого План приоритетных мероприятий СНГ срывается (утвержден Советом глав правительств СНГ), а проекты, которые были инициированы российской стороной, приостанавливаются. Их «удачно» подхватывают наши конкуренты – другие игроки этого поля.
Как известно, в настоящее время в странах СНГ действуют инструменты «мягкой силы» западных стран (активно работают институты Гете, Сервантеса, Конфуция, Британский совет, USAID и другие). Только в Таджикистане их насчитывается около 30, в Молдове — более 50. Активность этих НКО заметна во всех странах постсоветского пространства, в то время как российские организации свою активность теряют. Если мы не исправим эту ситуацию, то проект Евразийского экономического Союза может в перспективе столкнуться с еще большими трудностями. Мы потеряем элиту, которая сегодня настроена на позитивную работу в рамках Содружества, утратим доступ к квалифицированной рабочей силе и другим ресурсам.