В начале лета 1988 года меня направили в академию им. Дзержинского, где велась подготовка инспекторов СССР для выполнения миссии наблюдателей за выполнением положений Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Нам предстояло осуществлять контроль за ликвидацией американских ракет «Першинг-2».
Десятилетиями, весь период холодной войны нас убеждали, что США — главный противник не только Советского Союза, но и всего социалистического лагеря. Вся социалистическая военная доктрина была направлена на сдерживание военной мощи НАТО во главе с Соединенными штатами. Мало в то время кто следил за ходом переговорного процесса по разоруженческой проблематике. И надо отдать должное участникам переговоров – шли они тяжело, в течение почти шести лет, но удалось согласовать Договор для подписания.
Если бы в начале восьмидесятых годов мне кто‑то предсказал бы участие в уничтожении ракет «Першинг», притом на американской территории, я бы этого провидца посчитал бы сумасшедшим. Что интересно, по словам американцев, о своем участии в историческом акте они думали практически так же.
К сожалению, мало кто помнит и знает тот факт что Горбачев и Шеварднадзе легко позволили включить в разряд уничтожаемых и оперативно тактическую ракету «ОКА». Даже американцы не ожидали такого подарка (для справки: ОТР «ОКА» дальностью 400 км не подпадала под вышеупомянутый договор). Это я узнал спустя годы от одного из непосредственных участников переговоров. Следует отметить что «ОКА» была бы непревзойденной и сегодня благодаря своим техническим данным. Кстати, и имя ее конструктора – Непобедимый. Таким образом результаты переговоров были смазаны позицией главных переговорщиков. Вот, наверное, одна из причин, по которой Запад пышно отмечает юбилеи лидера перестройки и сегодня.
8 сентября исполняется 25 лет с момента начала ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Первое уничтожение «Першинг-2» прошло в штате Техас в местечке Лонгхорн. Этот район Техаса — сосредоточение военно-промышленных комплексов. Естественно в этом регионе никогда не видели советского человека. И, как реакция, местные американцы стремились встретиться с нами и увидеть своими глазами кто мы, как выглядим, что из себя представляем. Где наши рога и хвосты?
Но, надо отдать должное американцам, подготовка и проведение ликвидации ракет были проведены на высочайшем уровне. Было приглашено более 300 представителей СМИ. Американскую сторону представлял Буш — старший. Советских инспекторов возглавлял генерал Шабалин (заместитель начальника Национального центра по уменьшению ядерной опасности).
Ликвидация «Першинг-2» прошла штатно. Все были в волнении и осознавали, что принимают участие в историческом событии. Можно сказать, что началась первая перезагрузка советско-американских отношений. Люди верили, что наступил коренной перелом. Но, увы, как оказалось, с плачевным исходом для СССР.
Запомнился страшный случай, когда при ликвидации одной из последующих ракет «Першинг» при запуске пиропатрона и воспламенении твердого топлива ракеты произошел нештатный прожиг корпуса ракеты и началась ее «пляска». Станина, на которой она была закреплена, представляла собой страшное зрелище из какого‑то фантастического фильма. Надо отдать должное мерам безопасности, которые приняли американцы. Мы были наблюдателями и находились в безопасном месте, но психологический шок был, по‑моему, у всех. Каждый в эти секунды представил себе трагические последствия в случае, если бы ракета была с ядерной боеголовкой. Все молча и вместе переживали случившееся и в тоже время в душе радовались, что не произошло настоящей трагедии. Таким образом, ликвидировав эту аварийную ракету, мы предотвратили локальную ядерную катастрофу с непредсказуемыми последствиями.
К концу месяца мы с американцами понимали друг друга прекрасно, а многие и подружились. Нас, советских инспекторов, стали воспринимать как нормальных людей, а не как врагов, и уважать как представителей Великой Страны. Чем мы, понятное дело, гордились.
Ну а в свободное время нам не давали скучать: была организована своеобразная культурно — ознакомительная программа. И сегодня, вспоминая те дни, благодарен нашим американским сопровождающим за возможность узнать и увидеть своеобразный техасский колорит. Люди открытые и доброжелательные, но несколько меркантильные и это, увы, повсеместно ощущалась.
Однажды вместе с сопровождающими мы посетили местную школу. Ради шутки спросили у ребят — кто из группы русский, а кто американец. А, надо сказать, что по старой советской традиции, мы все были при галстуках и в лучших костюмах. Чтобы не ударить в грязь лицом за границей! А американцы были одеты весьма демократично – в джинсах, майках и кедах. Так что вы думаете — их приняли за бедных русских, которым и одеть‑то нечего. Посмеялись, конечно, потом все вместе.
А если серьезно, то уничтожение целого класса ракет, подчеркиваю – не сокращение, как это уже бывало раньше, а уничтожение, и достигнутое соглашение о взаимном контроле — действительно стало историческим примером конкретных усилий двух супердержав в попытке удержать мир от ядерной катастрофы. Это было концом холодной войны. И продолжением таких исторических событий, как встреча на Эльбе и совместный космический полет «Союза» и «Аполлона».