Конституционный суд 19 сентября 2013 г. приступил, к изучению норм российского законодательства, запрещающих баллотироваться на выборах лицам, когда‑либо осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Поводом к рассмотрению дела Конституционным судом стали жалобы нескольких граждан, которые выдвигали свои кандидатуры на выборах различного уровня в единый день голосования 14 октября прошлого года, но им было отказано в регистрации со ссылкой на вступившие в силу с 1 июля 2012 года изменения федерального законодательства (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»), в соответствии с которыми, запрещается баллотироваться на выборах любого уровня гражданам, когда- либо приговоренным судом к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Слушание данного дела проходило в достаточно напряженной атмосфере.
По мнению заявителей, оспариваемые нормы лишают их избирательных прав, не соответствует Конституции Российской Федерации и не характерны для демократического общества.
Такого же мнения в ходе заседания придерживался и представитель Уполномоченного по правам человека России в Конституционном суде Виктор Михайлов.
По его мнению: «Само по себе наличие у лиц судимости вне зависимости от характера деяния, срока, прошедшего с момента его совершения, и иных обстоятельств, характеризующих личность, не может стать основанием для бессрочного лишения избирательного права».
По моему личному мнению, оспариваемые положения, безусловно, не противоречат основному закону страны и являются обоснованными, справедливыми и необходимыми, поскольку направлены на «защиту конституционных ценностей и предупреждение общественно-опасных последствий.
С аналогичной позицией в ходе судебного заседания выступили: представитель Президента России Михаил Кротов и представитель Государственной Думы Дмитрий Вяткин.
Полномочный представитель Правительства России Михаил Барщевский конституционность спорных положений не оспаривал, однако, предложил обязать законодателей разработать и принять новые нормы, в которых бы ясно было прописано, за какое именно преступление полагается ограничение пассивного избирательного права, и не на «всю оставшуюся жизнь», а на конкретный срок, пусть и длительный.