Новые реалии требуют пересмотра подходов к фондированию банков.
На днях Центробанк обнаружил неприятную неожиданность: в ходе ежеквартального опроса банков выяснилось, что они значительно ужесточили условия предоставления кредитов абсолютно всем группам корпоративных заемщиков. Особенно досталось компаниям, связанным с международным бизнесом — сказывается ожидание новых санкций со стороны зарубежных партнеров. Банки сократили сроки и объемы предоставляемых ссуд, а требования к залогам и процентные ставки, напротив, выросли. При этом банкиры признаются, что текущее ужесточение – не предел, и до конца года условия кредитования будут только усугубляться.
Проблема объясняется просто – банки, сами страдающие от ухудшающихся политических условий и практически отрезанные от возможностей зарубежного фондирования, готовятся к снижению качества уже выданных кредитов и не готовы рисковать новыми. Весьма действенным в условиях ограничения источников фондирования для банков представляется увеличение сроков рефинансирования и расширение перечня инструментов для получения ликвидности в ЦБ. Рынку нужны трехмесячные инструменты репо и рефинансирование портфелей МСБ, ипотечных и потребительских кредитов.
А в рамках обсуждаемой сегодня офшорной амнистии стоит подумать о возможности инвестирования офшорных средств в капитал российских банков. Наполнение банковской системы внешними деньгами было бы сейчас очень полезно и банковской системе, и экономике в целом.
Но особенно важно в текущей ситуации обратить внимание на ряд устаревших подходов и ограничений, устранение которых помогло бы банкам легче переживать трудные времена. В частности, переосмыслить подход к оценке бумаг российских и зарубежных эмитентов в капитале банков. Сегодня вложения средств в бумаги любых банков США российский Центробанк оценивает в пять раз надежнее, чем, например, инвестиции в бонды российского Внешэкономбанка. Равно как и приобретение суверенных облигаций США считается у нас гораздо менее рисковым делом, чем вложения в облигации Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте. Не странно ли это?
В сегодняшней внешнеполитической обстановке, а также в условиях ориентирования на доверие отечественным ресурсам, такой чересчур настороженный подход к оценке российских рисков представляется нецелесообразным. Времена российского дефолта остались в далеком прошлом. Сегодня, несмотря на временные замедления роста экономики, Россия является страной с устойчивым бюджетом и четкой политикой. Уверен, что нам нужно на государственном уровне вернуть доверие отечественным ценным бумагам. Это самым положительным образом скажется не только на их технической оценке, но и на повышении спроса на российские бонды среди самых разных инвесторов.