В последнее время на самом высоком уровне обсуждаются различные меры по увеличению доходов бюджета. Одновременно ведется работа над репатриацией средств, выведенных в офшорные зоны. Хочется высказать несколько соображений по вопросу применения данных мер.
Президент России выразил готовность подписать закон о продуманной налоговой амнистии капиталов. Я считаю возможным сосредоточиться на нескольких важных моментах. Во‑первых, хочу подчеркнуть, что проведение амнистии должно сочетаться с последующим ужесточением санкций за сокрытие средств от налоговых органов.
Что касается деталей, то здесь стоит сосредоточиться на том, какую пользу могут принести разные варианты уплаты налога в период амнистии. Выведенные из офшора путем дарения физлицу акции должны быть освобождены от налогов, хотя стоит установить срок их последующей перепродажи без налоговых последствий. С наличных средств, выведенных из оффшоров по договорам дарения физическим лицам, следует взимать единовременный налог в размере 13%. Выводящим средства можно предоставить выбор – приобретение на ту же сумму ценных бумаг российских предприятий, банков, вложения в региональные инвестпроекты. Это особенно актуально в условиях международных санкций на привлечение зарубежного капитала нашими компаниями.
Чтобы возвращенные на родину средства заняли правильное место в экономике страны, необходимо принять меры, в частности, для возможности инвестирования офшорных средств в капитал российских банков. А именно освободить от контроля ЦБ источники и достаточность финансового положения акционера при инвестировании им денег в капитал банка. Сегодня эта процедура лишь затрудняет пополнение банковского капитала. Хотя регулятору нужно продолжать следить за тем, чтобы для пополнения капитала банков не использовались средства самого банка.
Теперь о внутренних капиталах. Очень важно организовать декларирование реальной стоимости недвижимости, которая зачастую является инвестиционной, а в договорах по ее покупке указываются суммы, заниженные в десятки, а то и сотни раз. Меры, предложенные недавно Минфином, будут очень кстати: освобождая от налогов продажу единственного жилья, страна отдаст регионам право решать, какие налоги взимать с продажи второй и последующей недвижимости. Можно пойти и другим путем — установить федеральный единовременный штраф для продавцов и покупателей, легализующих реальную стоимость квартир.
Это будет актуально для крупных городов, хотя и не решит проблему взимания налогов от сдачи инвестиционных квартир в аренду. А ведь туда зачастую и инвестируют коррупционные деньги. Необходимо как можно скорее изъять сдачу недвижимости в аренду из списка деятельности, разрешенной при упрощенной схеме налогообложения. Кто будет вкладывать средства в реальное производство, которое платит налог на прибыль, НДС, зарплатные налоги, если выгоднее купить недвижимость и сдавать ее при «упрощенном» налоге всего в 6%?!
Конечно, нужно как можно скорее ввести и давно обещанную новую практику взимания налога на недвижимость с кадастровой стоимости.
«Вредным» для экономики конкурентом инвестиций в реальный сектор и российские ценные бумаги являются валютные банковские вклады, которые дают высокие доходы, да еще и застрахованы государством, а при этом лежат мертвым грузом на корсчетах банков и не работают на российскую экономику. Поэтому можно подумать об изменении льготного налогообложения доходов по крупным валютным вкладам.
Эта практика, повсеместно введенная, даст бюджетам больше, чем введение налога с продаж, который сложно администрировать и который в условиях ответных санкций России ляжет двойным бременем цен на обычных граждан. Причем инфляцию мы ощутим немедленно, а выгоду получат далеко не все бюджеты. Даже при максимальной за всю историю существования налога ставке в 5% ощутимые поступления от него смогут испытать лишь несколько регионов, где высок товарооборот. Большинство же краев и областей получит минимум при росте затрат на процесс сбора налога.
Логичнее и безопаснее активизировать борьбу с фирмами-однодневками, которые служат прикрытием для ухода от НДС. Помимо того, что НДС не ложится бременем роста цен только на конечного потребителя, речь идет о гораздо больших суммах, чем поступления от налога с продаж. Думаю, многие согласятся с мнением, что жесткое администрирование и неотвратимость ответственности играют главенствующую роль и в проведении налоговой амнистии, и в применении других мер пополнения бюджета. Учитывая это, будущие налоговые реформы смогут принести нам большую пользу.