Кино — один из самых популярных видов отдыха россиян. Вместе с тем «величайшее из искусств» не только помогает хорошо отдохнуть, но и существенно влияет на образ мысли, формирование личности, соответственно, и гражданской позиции, зрителя, особенно молодёжи. Но всегда ли то, что мы сегодня видим на экранах, подвигает нас проникаться тёплыми чувствами к собственной культуре, к своей стране? Очевидно, что наш кинопрокат сегодня испытывает явный дефицит сильных положительных киногероев, которые стали бы для нового поколения примером уважения к своей Родине.
Образ киногероя – один из мощнейших примеров для подражания. С самого детства все мы в той или иной мере воспитываемся тем, что видим на киноэкране. В моём детстве мы с друзьями перенимали от героев фильмов «Кортик», «Каникулы Кроша», «Неуловимые мстители» понятия о дружбе, взаимовыручке, порядочности и чести. Мы старались в своих поступках ориентироваться на мужество героев из фильмов про войну — «Они сражались за Родину», «На войне как на войне», «Семнадцать мгновений весны» и других не менее ярких кинокартин и сериалов. Герои этих фильмов вызывали желание быть похожими на них в жизни и, что самое главное, их пример воспитывал в нас чувство патриотизма, искренней любви к своей стране.
В начале 90-х годов, когда видеосалоны «по рублю за сеанс» в России появлялись как грибы после дождя, наш кинопрокат буквально захлестывало волной всевозможного зарубежного «киномусора». Среди него, конечно же, попадались и хорошие фильмы. Но большинство таких картин несли смыслы, которые, мягко говоря, не способствовали патриотическому воспитанию. Мы впервые столкнулись с тем, что русский человек представлялся как антигерой. Даже в одной из частей культового блокбастера «Рембо» русские позиционировались как «проводники зла». Помню, что при просмотре фильмов с подобными сценариями мне было неприятно видеть своих соотечественников в роли врагов. Лично я тогда по‑детски задавался вопросом: «А почему наши плохие?». Но (вот она – магия кино!) уважение к силе, ловкости и выносливости главного героя, который «крошил» из автомата «русских врагов» сотнями, у меня, как и у других мальчишек, невольно возникало…
Отмечу, что в российской традиции образ защитника своего дома, семьи, Отечества всегда превалировал над героем-агрессором. При этом в американском кино русские нередко представлялись именно агрессорами, а борцы с ними выступали в роли символов «добра с кулаками». От такого кино наша молодёжь «на автомате» во многом делает выбор в пользу Запада.
Сегодня, учитывая и внутри- и внешнеполитические реалии, вопрос воспитания здорового патриотизма у молодёжи в России приобретает особое звучание. Соответственно к тому, как и чем наполняется отечественный кинопрокат, требования тоже должны быть особые. В этой связи считаю, что необходимо ограничить доступ на большие экраны тех картин, в которых откровенно демонизируется или примитивно и пошло оглупляется всё, что связано с Россией, с русской культурой. Думаю, что в Год культуры, который проходит в нашей стране, постановка такого вопроса как никогда уместна.
Сразу же отмечу, что критерии отбора в кинопрокат должны не перекрыть доступ в Россию действительно талантливых картин из‑за рубежа. Глупо было бы выступать против фильмов, в которых на примере подвигов героев из других стран пропагандируются истинные, общечеловеческие ценности. Но если в основе картины лежит не имеющий ничего общего с реальностью сюжет, в котором прихотью сценариста или режиссёра русские представляются угрозой для человечества, то такие фильмы вряд ли достойны получения прокатного удостоверения и возможности распространения на территории нашей страны.
Безусловно, нужно обратить внимание и на формирование образа патриота России в современном отечественном кино. Да, у нас есть картины, которые с такой задачей, на мой взгляд, справились – «Легенда 17», «Мы из будущего», «Брестская крепость», «9 рота» и ряд других. Но пока что в прокат поступают в большинстве своём фильмы, герои которых никак не тянут на достойные примеры для подражания. Последнее время среди кинокартин из России на слуху лишь комедии, сюжетная линия которых ассоциируется у меня с одним словом — абсурд. При этом знаю, что у российских сценаристов и режиссёров есть очень интересные, достойные наработки. Если такие проекты будут поддержаны государством в приоритетном порядке, то, уверен, они найдут широкого зрителя и помогут нашему обществу — в первую очередь, молодёжи — обрести своих новых героев.
Очевидно, что такую задачу невозможно решить одним махом. Урегулирование вопросов, связанных с нашим кинопрокатом, создание условий для появления качественного и патриотически ориентированного российского кино требует координации усилий. И мы, законодатели, готовы плотно сотрудничать с исполнительной властью, прежде всего с Минкультуры, и включиться в работу над соответствующими законопроектами.
Поделюсь и ещё одним наблюдением. Недавно в одном из центральных парков Москвы увидел афишу ретроспективного показа наших старых добрых фильмов. А почему не сделать такие показы регулярными и даже благотворительными? Пока так происходит лишь в рамках отдельных кинофестивалей, а хотелось бы, чтобы подобные мероприятия проходили чаще. Если делать это в закрытых кинотеатрах, то такие показы можно сочетать со встречами с любимыми актёрами, ориентировать зрителя на семейный просмотр.
Это представляется логичным — пока в России свои новые герои только создаются в умах наших кинотворцов, пусть «в бой идут одни старики». Тем более, что фильм с таким названием, как и другие аналогичные картины, до сих пор имеют хороший зрительский рейтинг.