Сегодня мы наблюдаем стремительную смену подходов к пониманию отношений между человеком и государством. В реалиях сегодняшнего дня государство начинает играть роль института, обеспечивающего комфортное существование конечного потребителя – Человека. Новая сервисная модель управления ставит во главу угла удовлетворенность граждан работой государственной системы. Именно поэтому всё большую актуальность получает развитие сетевых форм взаимодействия, формирование электронного правительства, организация предоставления государственных услуг по принципу одного окна. В этих же условиях обостряются проблемы обеспечения информационной безопасности самого незащищённого слоя общества – наших детей.
Существенная часть работы по обеспечению доступа граждан к электронным госуслугам, по созданию системы межведомственного электронного взаимодействия уже сделана. Заложен прочный фундамент, многие проблемы уже решены. Конечно, предстоит сделать еще больше. Если мы обратимся к наиболее значимой для каждого гражданина сфере получения государственных и муниципальных услуг, то здесь наиболее информативны, на мой взгляд, будут данные о состоянии многофункциональных центров. На данный момент в России уже насчитывается порядка тысячи двухсот отделений, более полутора тысяч офисов МФЦ и пятисот привлекаемых организаций. Текущий показатель по охвату населения сетью центров и офисов государственных и муниципальных услуг составляет более 40 процентов. Как мы знаем, уже к 2015 году эта цифра должна составлять не менее 90%. Несмотря на то, что даже здесь мы можем обнаружить множество проблемных моментов в реализации проекта, уже сегодня для гражданина процесс получения государственных услуг значительно упростился. Но многое нам еще предстоит сделать.
Развитие информационного общества обеспечивает значительное повышение уровня жизни граждан. Уже сегодня информационные технологии широко используются в образовании, здравоохранении, экологии и природопользовании. Например, активно появляется возможность получения дистанционного образования. Особенно актуально это для детей с ограниченными возможностями. Такой проект реализуется в Москве, и, насколько мне известно, в Челябинске. В Москве, например, существует специальный центр образования, созданный для дистанционного обучения. Те же технологии можно использовать и в здравоохранении. Как минимум, это опять же потенциальная возможность получения дистанционных консультаций практически у любого специалиста. В дальнейшем, думаю, влияние информационных технологий на жизнь каждого гражданина станет еще интенсивнее.
И конечно, наиболее интенсивное влияние информационные технологии оказывают на наших детей. Для молодого поколения информационные технологии – неотъемлемая составляющая их жизни. Дети воспринимают их как что‑то естественное, и не всегда задумываются о возможном вреде от использования возможностей гаджетов и сети Интернет. Именно поэтому для нас сегодня так важно оградить детей от возможного пагубного воздействия в информационной среде. Я предлагаю подумать о том, что уже сделано, и что мы еще можем сделать в этом направлении.
Не смотря на возрастающее внимание к проблеме обеспечения безопасности детей в информационной среде, она становится все более острой. Это связано с тем, что число воздействующих на детей информационных потоков растёт с каждым днём. Через СМИ, социальные сети, новые онлайн-сервисы и так далее.
В России уже на протяжении нескольких лет предпринимаются разноплановые действия по созданию механизмов, обеспечивающих безопасность детей в Интернете. Но очевидно, что этого недостаточно, и нам нужно продолжать работу по воспитанию культуры и гигиены безопасного пользования интернетом. В 2010 году в России был принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон показал свою эффективность на практике. Например, им определён состав вредного контента, предусмотрена возрастная маркировка информационных материалов, а также установлены требования к обороту информационной продукции. В 2012 году Президентом России была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 год Целью стратегии является сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в Интернет-среде. В настоящий момент по обеспечению безопасности детей в Интернете сделано немало. В результате совместной работы ведомств, парламентариев, а также субъектов РФ проделана следующая работа:
— Минкультуры РФ в 35 субъектах РФ реализует проект по отбору сайтов, благоприятных для детей. На сегодняшний день отобрано уже порядка 750 таких ресурсов. Минкультуры РФ разметило в Интернете (на платформе интернет-портала «Культура.рф») спектакли, художественные фильмы выдающихся отечественных режиссеров кино, документальные фильмы, обеспечен доступ к музейным фондам через виртуальные музеи.
— Роспотребнадзор принял решение о закрытии 3 900 Интернет-страниц в связи с содержащейся там информацией, которая угрожала психическому здоровью детей;
— Роскомнадзор ведет активный мониторинг исполнения закона по противодействию нецензурной брани в СМИ.
Наша комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества разрабатывает проблематику обеспечения информационной безопасности детей с 2012 года. Мы уделяем большое внимание вопросам контроля использования сети Интернет в общеобразовательных учреждениях, контент-фильтрации Интернета в школах, а также ряду других вопросов информационной безопасности детей в Интернет-пространстве. Наша комиссия за время своей работы:
— Подготовила технические требования по обеспечению безопасности детей в сети Интернет. Это будет способствовать применению единых стандартов, что повысит уровень информационной безопасности детей.
— Осенью 2013 года Комиссия вынесла проект методических рекомендаций по работе системы контент-фильтрации в образовательных учреждениях. Данные рекомендации представляют собой некое руководство по эффективному использованию системы контент-фильтрации в школах.
— В марте 2014 года под руководством нашей Комиссии прошли парламентские слушания на тему: «Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети “Интернет„». В ходе слушаний были подведены промежуточные итоги по решению этой проблемы, разработаны дальнейшие перспективы развития. Также были подготовлены рекомендации парламентских слушаний.