Год завершается. Год, прямо скажем, сложный, во многом поучительный. В том числе и в сфере межпарламентского сотрудничества. В силу известных причин оно складывалось непросто. Я имею в виду попытки Запада изолировать Россию от мирового сообщества путём свёртывания как собственных межпарламентских связей с нашей страной, так и принуждения к этому других стран, международных организаций. Отчасти им это удалось, но только отчасти. Проект глобального «бойкота» России в этой сфере провалился.
В самом деле, сотрудничество Совета Федерации с парламентами других стран в текущем году в целом можно оценить как интенсивное и плодотворное. Вместе с тем его «политическая география» не могла не измениться. Успешно развивалось наше взаимодействие с парламентами государств на постсоветском пространстве, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки, Латинской Америки. В начале следующего года предстоит участие российской делегации в очередном заседании Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума. В то же время парламенты государств – членов Европейского Союза, ряда других стран «заморозили» даже ранее намеченные контакты с нашей палатой, не говоря уже об отсутствии с их стороны новых инициатив.
Я была бы неискренней, если бы заявила, что нисколько не сожалею об этом. Считаю, что в условиях напряжённости в международных отношениях межпарламентский диалог особенно важен. Ведь это диалог представителей института власти, который отражает весь спектр взглядов, позиций основных социальных слоёв, политических сил общества. Отказавшись от диалога с российскими коллегами, парламентарии стран Запада лишили себя возможности узнать, как говорится, из первых рук, позицию Совета Федерации, Государственной Думы, а тем самым и мнения, настроения всего российского общества. Но это их выбор. Мы, российские парламентарии, открыты для диалога, готовы к его возобновлению, продолжению, развитию.
Год завершается. Год, прямо скажем, сложный, во многом поучительный. В том числе и в сфере межпарламентского сотрудничества. В силу известных причин оно складывалось непросто. Я имею в виду попытки Запада изолировать Россию от мирового сообщества путём свёртывания как собственных межпарламентских связей с нашей страной, так и принуждения к этому других стран, международных организаций. Отчасти им это удалось, но только отчасти. Проект глобального «бойкота» России в этой сфере провалился.
В самом деле, сотрудничество Совета Федерации с парламентами других стран в текущем году в целом можно оценить как интенсивное и плодотворное. Вместе с тем его «политическая география» не могла не измениться. Успешно развивалось наше взаимодействие с парламентами государств на постсоветском пространстве, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки, Латинской Америки. В начале следующего года предстоит участие российской делегации в очередном заседании Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума. В то же время парламенты государств – членов Европейского Союза, ряда других стран «заморозили» даже ранее намеченные контакты с нашей палатой, не говоря уже об отсутствии с их стороны новых инициатив.
Я была бы неискренней, если бы заявила, что нисколько не сожалею об этом. Считаю, что в условиях напряжённости в международных отношениях межпарламентский диалог особенно важен. Ведь это диалог представителей института власти, который отражает весь спектр взглядов, позиций основных социальных слоёв, политических сил общества. Отказавшись от диалога с российскими коллегами, парламентарии стран Запада лишили себя возможности узнать, как говорится, из первых рук, позицию Совета Федерации, Государственной Думы, а тем самым и мнения, настроения всего российского общества. Но это их выбор. Мы, российские парламентарии, открыты для диалога, готовы к его возобновлению, продолжению, развитию.
Если называть вещи своими именами, то западные коллеги допускают серьёзную, я бы даже сказала, стратегическую политическую ошибку. Я вижу её в нежелании признать, что современный мир никогда не станет однополярным. Вызовы и угрозы, возникающие в глобальном мире, могут быть преодолены только совместными, скоординированными действиями всего мирового сообщества. Человечество это видит. Оно тяготеет к новой модели мирового устройства, в котором нет места гегемонии, диктату, принуждению, разговору с позиции силы. Зато есть место диалогу, договорённостям, обеспечению баланса интересов. Государства, и в первую очередь мировые державы, обязаны договариваться.
И межпарламентскому сотрудничеству, как двустороннему, так и многостороннему, здесь принадлежит важная роль, поскольку обмен мнениями в этом формате в силу самой природы представительной власти охватывает практически все вопросы двусторонних и многосторонних отношений, идёт более свободно и открыто. Могу сказать, что наша информация, наши доводы нередко оказывались для наших собеседников новыми, влияли на их позицию. Иронизировать по поводу так называемого парламентского туризма могут только несведущие или предвзято настроенные люди. На самом деле именно межпарламентские контакты зачастую формируют конструктивную основу для достижения договорённостей, обретающих в дальнейшем статус межгосударственных, международных соглашений, конвенций, пактов и т. д.
Понимание того, что встречи, беседы, форумы парламентариев ничто заменить не может, в мире растёт. Надеюсь, что осознание этого придёт и к нашим коллегам по парламентам стран Запада. Повторю, Совет Федерации для возобновления диалога открыт, дело за ними.
Так сложилось, что все мои парламентские визиты последнего времени пришлись на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. То, что сегодня это самый динамично развивающийся район мира, общепризнано. Сохранение этой динамики государства АТР связывают с углублением своего торгового и инвестиционного сотрудничества. У меня сложилось твёрдое впечатление, что в тех странах, где я побывала, по этому вопросу сложился прочный консенсус законодательной и исполнительной власти, ведущих политических сил, гражданского общества. Я полностью разделяю позицию главы Российского государства В.В. Путина, высоко оценившего пекинскую дорожную карту по содействию в продвижении к Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли. Нет сомнений, что она отвечает устремлениями большинства стран на пространстве Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Я убедилась также в большом интересе стран АТР к расширению и углублению технологического, экономического, гуманитарного сотрудничества с нашей страной. Сейчас доля торговли с этими странами в российском товарообороте составляет 26 %. Это немало. Вместе с тем в ходе состоявшихся встреч с парламентариями Индонезии, Китая, Лаоса, Филиппин мы были едины в том, что потенциал взаимного сотрудничества огромный, и в интересах наших стран реализовать его как можно полнее. Естественно, на первом месте здесь участие стран АТР, их деловых кругов в реализации стратегии развития регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири. Мы также информировали коллег о новых возможностях сотрудничества, связанных с созданием Евразийского экономического сообщества.
Сказанное не означает, будто Россия поворачивается спиной к Европе. Партнёрство, доверие, сложившееся в наших взаимоотношениях за последние два десятилетия, мы считаем одним из ключевых факторов стабильности не только на европейском континенте, но и в мире в целом, и потому заинтересованы в восстановлении и упрочении этого капитала. Однако политика экспансионизма, приближение НАТО к российским границам, введение санкций этому не способствует. Тем, кто делает ставку на наращивание давления, следует помнить, что территория России простирается до Тихого океана. Так что пространство для геополитического манёвра у нас имеется.