В день принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря в здании Российской академии народного хозяйства и государственной службы состоялся общероссийский форум «Ассамблеи народов России», одной из немногих общественных организаций, которая после ликвидации Министерства национальностей и Министерства регионального развития занимается проблемами национальной политики в нашей стране.
По традиции работа форума началась с приветствий от администрации Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Министерства культуры, руководства г.Москвы и представителей Русской православной церкви. Впервые выступили руководители Новороссии, которую представлял О.Царев, ставший Человеком года, представители Крыма как новые члены Ассамблеи. В своих выступлениях они рассказали о той поддержке, которую оказали им российские регионы и многочисленные зарубежные друзья.
Моя точка зрения как представителя национального региона — Бурятии была отражена в докладе на панельной дискуссии «Государственная национальная политика Российской Федерации в контексте конституционных прав и гарантий граждан». Прежде всего, я отметил, что в прозвучавших до меня выступлениях много говорится о правах, но никто не вспоминает о своей обязанности любить и уважать Родину, ее традиции, развивать ее экономику. Права не бывают без личной ответственности граждан и все социальные конфликты возникают там, где кто‑то начинает диктовать свои права.
Далее я повторил мысль руководителей страны о том, что ни один документ не может быть догмой на все времена и должен соответствовать своему времени. С моей точки зрения, Конституция, которая утверждает принцип равенства регионов и народов, содержит много спорных моментов.
В том числе, в статье 5 упоминается о равенстве всех субъектов федерации и тут же отмечается, что республики имеют свою Конституцию, а края и области только свой устав. Отдельное исключение сделано для Еврейской автономной области. По субъективным причинам десять лет назад с карты России исчезли 6 автономных регионов на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, а осталось 4 аналога, которые ни чем не отличаются от своих «собратьев». Самое печальное, что сокращение этих административных единиц привело к массовому оттоку федерального и регионального управленческого аппарата, врачей и учителей на самых окраинах России. Между тем руководство страны не раз упоминало о необходимости развития этих территорий, которые рискуют в ближайшем будущем окончательно опустеть. Официальная статистика свидетельствует, что за последние десять лет с карты России исчезло 8,5 тыс. деревень, еще 19 тыс. населенных пунктов существуют только в официальных документах.
В действующей Конституции полностью отсутствует понятие о региональной собственности, которое подменяется термином «Государственная собственность», где безусловный приоритет принадлежит федеральной собственности. Таким образом, регионы лишаются стимулов развития экономики. Федеральный центр директивным способом заставляет регионы нести ответственность за охрану федеральных лесов и водных ресурсов без необходимого финансового обеспечения.
Как пример, я отметил тот факт, что во всех развитых странах выделяются земли штата, кантона, провинций, где регионы имеют возможность развития собственной экономики. Именно такой фактор является основой благополучия коренных народов Аляски и Канады, где их жизненный уровень в десятки раз выше доходов населения Чукотки и других малочисленных народов Севера нашей страны.
Поэтому главной целью Конституции как основного документа государства наряду с решением других важных задач должно стать развитие регионов, сохранение сельского населения и прав малочисленных народов, живущих на самых окраинах нашей огромной страны. Еще П.А.Столыпин, который своей политической волей в кругу недругов строил Транссиб, проводил реальные реформы на селе и создал мировую державу, утверждал: «Сильные регионы есть сильная Россия».