В условиях режима санкций со стороны США и Евросоюза, курс на импортозамещение становится одним из базовых приоритетов развития российской экономики.
В условиях режима санкций со стороны США и Евросоюза, курс на импортозамещение становится одним из базовых приоритетов развития российской экономики. Но на практике в ходе реализации данной политики возникает немало проблемных вопросов. В частности, зачастую не понятно, что именно и как замещать, копировать уже существующие продукты и технологии, или создавать новые, возможны ли инновации, или России помогут локализованные иностранные производства?
Нынешняя ситуация подталкивает нашу страну к конкретным делам, задача развития отечественного производства приобрела для России исключительную важность и значимость. Но как говорится «Нет худа без добра». В этих условиях необходимо сформировать соответствующую правовую базу, доработать и принять такие законы как, закон о государственном частном партнерстве, закон о промышленной политике, о котором давно говорят представители реального сектора экономики, закон о налоговых каникулах для поддержки малого и среднего бизнеса. При этом важно не только принять эти законы, но и предусмотреть мониторинг их правоприменения. Когда мы сравниваем многие профильные нормы с иностранными, то оказывается, что наше законодательство, в том числе и налоговое, гораздо лучше, чем в той же Западной Европе. Но слабым местом является правоприменение.
Если оценивать режим т. н. антироссийских санкций, то надо иметь в виду, что они направлены не только против нас, но и против их инициаторов.
Что касается Крыма по вопросу импортозамещения, то оно в первую очередь распространяется на сельское хозяйство, т. к. наш регион всегда был известен и популярен в аграрном секторе. Ситуация для крымских производителей сегодня очень благоприятная. В Крыму не только может выпускаться, но уже сейчас выпускается высококачественная сельскохозяйственная продукция. Буквально недавно в Московской области открылся магазин крымских продуктов. Но, если говорить, о крымской промышленности, то проблем здесь более чем достаточно и большинство из них досталось нам по наследству. Отмечу, что политика импортозамещения дает толчок для развития целых отраслей экономики, и в частности, — целого ряда отраслей промышленности. Говоря о Крыме, мы должны помнить о таких вещах, о которых многие забыли. Например, о том, что «Луноходы», которые Советский Союз запускал на Луну, испытывались в Крыму, в регионе существовали исследовательские центры и предприятия, связанные с космической и оборонной промышленностью, приборостроением и другими высокотехнологичными отраслями.
Каковы перспективы и проблемы кредитования экономики Республики Крым? Очевидно, что закредитованности в Крыму, в принципе, нет. Все банки украинские ушли и если сравнить баланс между депозитами и кредитами, то, можно сказать, что они увезли с собой больше депозитов, чем оставили кредитов. Конечно, вопросы кредитов крайне важны в Крыму потому, что властям региона и г. Севастополя много что нужно восстанавливать. У нас есть пшеница, зерно, мясо, но также есть и фрукты, виноград, вино, на которые нужны т. н. долгие кредиты, которые окупаются через несколько лет. Известно, что сад нужно посадить, он должен вырасти и только со временем начнет давать урожаи. Чтобы получить эффективный результат в этой отрасли, необходимо обеспечить системное правовое регулирование. Пока что мы наблюдаем, как в законотворческих муках, уже второй десяток лет рождается закон о виноградарстве и вине. Видимо поэтому всемирно известная «Массандра», подававшаяся к царскому столу, ныне действующим законодательством квалифицируется как «винный напиток». У нас есть прекрасные предприятия и широко известные марки, которые крымчанам удалось сохранить: «Массандра», «Качинское», «Новый свет», «Золотое поле», «Инкерман» и др. Говорят, что долгожданный законопроект уже на выходе и скоро будет принят.