Напомню, с 1 января 2015 г. механизм квотирования на трудоустройство мигрантов был изменен на систему патентов, для получения которых предварительно требовалось получить полис добровольного медицинского страхования и сертификат на знание русского языка, знание истории и основ законодательства РФ. Еще до начала реализации ФЗ № 357 в декабре 2014 г. получила обращение от руководителя Волгоградского ВУЗа, являющегося полномочным представителем одного из пяти удостоверяющих центров РФ – РУДН (Российского Университета Дружбы Народов), наделенного правом принимать экзамен у иностранных граждан на знание русского языка и выдавать сертификаты. Тогда речь шла о возможных нарушениях сроков выдачи сертификатов – сверх 30-ти предусмотренных законом дней. Был направлен запрос в Министерство образования РФ, из которого был получен ответ о соблюдении сроков и мониторинге проблемы.
Однако 25 февраля 2015 г. в ходе 368-го заседания Совета Федерации сенатор Рязанской области Морозов И.Н. вновь поднял этот вопрос, касающийся большого количества регионов. Мониторинг реализации закона показал превышение сроков в 30 дней и дополнительные проблемы для регионов в части принятия решений о выдворении мигрантов, прошедших все положенные процедуры получения патента.
27 февраля в Едином миграционном центре Московской области в бизнес-центре «ГРИНВУД» состоялось совещание по вопросу практики правоприменения ФЗ № 357 от 24.11.2014 г.
Зам. министра образования и науки РФ Каганов В.Ш. знает о проблеме превышения сроков выдачи Удостоверяющими центрами сертификатов (в течение 10 дней). 26 февраля в Общественной Палате РФ также обсуждался этот вопрос, и была создана рабочая группа, которая теперь будет осуществлять контроль их выдачи.
Представитель ФМС РФ Егорова Е.Ю. сообщила о принятых нормативно-правовых подзаконных актах и призвала регионы активнее подписывать Соглашения о взаимодействии на основании п. 9 статьи 13 ФЗ № 357.
Представители УФМС г. Москвы, Московской области и С.-Петербурга поделились свои опытом работы единых миграционных центров. Причем опыт открытия центра в С.-Петербурге может представлять интерес для других регионов в части реализации частно-государственного партнерства (без дополнительных затрат для собственного бюджета).
Представители же других регионов задавали вполне практические вопросы относительно издания новых подзаконных актов или высказывали пожелания по изменению механизма проверки знаний иностранных рабочих, которые требуются регионам, но из‑за полного отсутствия знаний по русскому языку, не имеют возможности успешно пройти разработанный минимум.
Интересно, что представители самих удостоверяющих центров (РУДН, института русского языка им. Пушкина) в своих выступлениях обвинили регионы за создание ажиотажного спроса на сертификаты с 1 января. По их предположениям мы должны были не только заранее просчитать количество желающих иностранных граждан, но и расставить их в график примерно одинакового количества.
В очередной раз убеждаемся, что проблема с выдачей Сертификатов завтра решена не будет. Отрадно, что теперь можно напрямую обращаться с проблемами нашего региона к представителю Общественной Палаты РФ Шапошникову Владимиру Петровичу, возглавившего ту самую рабочую группу.