Россия — одно из самых многонациональных государств в мире. Эксперты называют разное число этносов, проживающих в нашей стране. Большинство сходится в том, что в нашей стране живет порядка 180 народов. Количество, достаточное для того, чтобы необходимость органа власти, занимающегося выработкой и осуществлением государственной национальной политики в масштабах всей страны, не вызывала сомнения.
Однако, как это ни парадоксально, именно в этом вопросе у нас нет полной ясности. После 1991 года реорганизации системы государственного управления происходили особенно активно как раз в сфере межнациональных отношений. По моим подсчётам, их было порядка семи-восьми: министерства, государственный комитет, иные структуры. В итоге все закончилось учреждением соответствующего департамента в рамках Министерства культуры РФ. Спору нет, вопросы этнокультурного развития народов России — важный, даже один из важнейших компонентов национальной политики государства. И всё же обеспечение единства многонационального российского народа, межнационального и этноконфессионального согласия — такова главная цель государственной национальной политики, — к этим вопросам не сводится. В сфере межнациональных отношений есть целый ряд других, не менее важных вопросов, требующих глубокого осмысления, взвешенных политических решений, практической работы органов государственной власти по их осуществлению. Это значит, что национальная политика в многонациональном государстве не может не быть системной, комплексной. Когда такой системности нет, эффективность национальной политики снижается. За полтора-два года, минувших с момента последней реорганизации, приведшей к фактическому упразднению соответствующего звена на федеральном уровне исполнительной власти, мы имели возможность убедиться в этом.
Безусловно, это не означает, что межнациональные отношения, политика государства в этой сфере остались, как говорится, без присмотра. Это не так. Есть Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, и этот орган проводит большую работу по рассмотрению концептуальных основ, целей и задач государственной национальной политики, определению способов и этапов её реализации. Есть Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, вооружающая федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества долгосрочными ориентирами при реализации государственной национальной политики. Это всё важно и нужно. И вместе с тем есть повседневная работа органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления по практическому решению проблем, задач, возникающих каждодневно в межнациональных отношениях, реализации федеральных, региональных, муниципальных программ. Эта работа требует постоянной координации, осмысления, внесения назревших корректив, трансляции передовых практик и т. п.
Жизнь показывает, что действительно успешное решение всех этих задач невозможно без органа государственной власти, наделённого соответствующими полномочиями. Полагаю, именно из этого исходил глава Российского государства В.В. Путин, поручая Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву представить предложения о создании Федерального агентства по делам национальностей. Всецело поддерживаю Президента в этом вопросе. Сразу же после ликвидации Минрегиона РФ я высказалась за создание федерального ведомства, который будет отслеживать ситуацию в регионах, готовить рекомендации Правительству РФ, доклады, выявлять острые вопросы и предлагать пути их решения. Надеюсь, такое ведомство будет создано.
Сразу же скажу, что новое ведомство оправдает ожидания, если оно будет дееспособным, реально работающим органом, а не структурой по производству деклараций о намерениях, благих пожеланий, умозрительных проектов, ненужных бумаг. В разные периоды мы такое проходили. Создаваемое агентство должно быть наделено правовыми, финансовыми, административными ресурсами, необходимыми для практического решения вопросов. Его руководство, сотрудники должны быть профессионалами в этой сфере. Только в этом случае оно будет обладать властным потенциалом, политическим весом, общественным авторитетом — тремя элементами, без которых невозможна успешная деятельность государства в такой специфической области, как межнациональные и этноконфессиональные отношения.
Очень важно, чтобы, как это не раз случалось прежде, создаваемое ведомство не превратилось фактически в орган по делам национальных меньшинств. Русский народ — это 80% населения России, у него тоже имеются свои языковые, культурные, демографические, социальные проблемы, которыми государство должно заниматься также внимательно, заинтересованно, активно, как занимается аналогичными проблемами других народов России. Социальное, духовное, нравственное благополучие русского народа — необходимое условие общественно-политической стабильности, единства России в целом.
Растут масштабы проблем, связанных с притоком в Россию мигрантов, в первую очередь, из бывших республик СССР. Это миллионы и миллионы людей. Правовые и социальные проблемы мигрантов — предмет заботы Федеральной миграционной службы, Минтруда, Минздрава, Минобразования. Но есть ещё культурные и языковые проблемы мигрантов, есть их национальные и этноконфессиональные объединения, диаспоры. По‑видимому, именно новое ведомство должно будет заниматься и этими проблемами, и взаимодействием с диаспорами.
Словом, я поддерживаю создание Федерального агентства по делам национальностей. Считаю, это то, в чём нуждается сегодня наша страна.