То, с чем Россия столкнулась сегодня, для нас не ново. Если вспомнить послереволюционную Россию начала ХХ века, санкции в наш адрес были намного страшнее и серьезнее. В те годы сработали два факта: вера в светлое будущее подавляющего большинства населения нашей страны и страх перед тоталитарным режимом. Сейчас ни первое, ни второе уже не сработает, нужно опираться совсем на другие вещи. Мы можем выйти вперед и стать конкурентоспособными только за счет энтузиазма самих предпринимателей и создания для них благоприятных условий.
Впервые на правительственном уровне тема импортозамещения прозвучала после кризиса и дефолта 1998 года. Сказать, что за прошедшие 16 лет ничего не сделано, нельзя. Сделано многое. Всё ли из возможного – конечно, нет. Автомобилестроение – хороший пример того, каким образом при грамотном подходе можно достичь впечатляющих результатов в короткий промежуток времени. Вспомните, с чем мы подошли к концу 90-х: полулежащий на боку “АВТОВАЗ„, закрытый ЗИЛ, умерший удмуртский завод. А сегодня мы имеем фактически новую отрасль – автомобилестроение.
Не так давно премьер РФ Дмитрий Медведев заявил, что ставки по кредитам для сельхозпредприятий должны быть 5–10%. Всем известно, Минпромторг подтвердит, что у нас сейчас на прилавках порядка 50% импортной продукции. Россия обладает самыми большими в мире запасами возобновляемых природных ресурсов, и при этом производит всего 2% мирового объема продовольствия. Безусловно, поддержка нашим сельхозпроизводителям нужна! И если наш премьер сказал про кредиты по ставкам 5–10%, то завтра наши крестьяне должны куда‑то прийти и эти дешевые кредиты получить. Сейчас они получают их по ставкам 25–27%. И какой они сделают вывод, если не найдут кредиты по обещанным ставкам? Я считаю, что сейчас это особенно важно – все наши завления и обещания должны быть реальными и хорошо просчитанными, потому что самое страшное, что может произойти, что не даст нам двинуться вперед и решить наши задачи, – это отсутствие доверия населения.
Мы можем принять какие угодно решения: хороший закон о промышленной политике, замечательные нормы в инвестиционный контракт, которые с июля будут работать, но пока мы не создадим правильную атмосферу на основе доверия предпринимателей к правительству, ничего не получится. Посмотрите, через что наши предприниматели прошли за последние годы: бандиты, беззаконие, неработающее налоговое администрирование. Многое удалось исправить, но мы опять наступаем на те же грабли. Мы взяли и увеличили в полтора раза нагрузку по социальным отчислениям, и у нас исчезло полмиллиона предпринимателей. Они просто ушли в тень. И это следствие того решения, которое мы с вами приняли. Теперь мы задаем им новый вопрос: а кредиты под 30% переживете? Сколько можно подбрасывать им эти испытания? Мне приходит на память старый анекдот, в котором председатель колхоза начинает собрание и говорит: «У нас два пункта в повестке дня. Первый пункт – ремонт сарая, второй пункт – построение коммунизма. Но так как досок нет и сарай ремонтировать нечем, переходим сразу ко втором пунтку повестки». Вот так и мы, пока не создадим атмосферу доверия, не повысим качество в госуправлении, не обеспечим нормальные условия для бизнеса, ничего не произойдет. Даже если санкции отменят, мы себе сами их придумаем и загоним наших предпринимателей туда, откуда они даже на наши разговоры реагировать не будут.
Сейчас происходит нормальная конкурентная борьба, и горевать поводу санкций в наш адрес нет смысла. Нас любили в 93–96-х годах: наша страна стояла на коленях, мы на все говорила «да», мы сдавали все позиции, а нам хлопали в ладоши и нас любили. Прошел этот период. Нам нужно, чтобы нас любили жены и дети, а со всеми остальными мы должны вести взаимовыгодные, рациональные отношения исключительно в интересах нашей страны. Нужно становиться сильнее, двигаться, развиваться, создавать условия, когда к нам будут выстраиваться в очередь инвесторы, когда наши предприниматели будут понимать, что не надо с первыми же ста тысячами долларов куда‑то уезжать, лучше остаться и вложить их в бизнес в своей стране.