В Курске состоялся гражданский форум, посвященный взаимодействию органов государственной власти Курской области с общественными организациями, национальными диаспорами и религиозными организациями. Так совпало, что после этого события Президент страны Владимир Путин поручил Правительству России представить предложения о создании Федерального агентства по делам национальностей, которое займется реализацией госполитики в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений.
Каких же перемен в сфере социальной политики, а именно, в области миграционной политики, мы сможем ожидать в случае, если будет подтверждена целесообразность создания нового ведомства?
Хотелось бы привести пример Курской области, которую я представляю в Совете Федерации: в регионе проживает более 100 национальностей, зарегистрировано 19 национальных объединений.
В 2014 году по миграционной привлекательности среди других областей Центрального Федерального округа Курская область заняла 7 место из 16 –без учета Москвы и Московской области. Поставлено на учет более 93 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, а это без малого 10 процентов населения Курской области. По числу студентов, прибывших из стран с визовым режимом (более двух с половиной тысяч), регион занимает четвертое место в Российской Федерации.
За этими цифрами – судьбы людей. Как они живут? Где учатся и работают? Знают ли свои права и обязанности?
Эти вопросы требуют содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирования конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом, координации действий органов власти и прямого диалога с общественностью. И, безусловно, миграционная политика в этом смысле тесным образом переплетается с национальной политикой, проводимой государством.
Во многих регионах и муниципалитетах уже есть отдельные подразделения, отвечающие за межнациональные отношения. В ходе решения задач, обозначенных в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в 46 субъектах федерации реализуются региональные планы мероприятий в сфере государственной национальной политики. Выполняются 26 региональных целевых программ, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, 10 региональных целевых программ, направленных на патриотическое воспитание граждан, 32 региональные целевые программы, направленные на профилактику экстремизма и терроризма. В этой связи появление отдельного федерального агентства — это логичный шаг, который будет способствовать реализации единого государственного подхода.
Мне представляется, что Федеральное агентство по делам национальностей также должно стать партнером по законотворческой деятельности соответствующих комитетов в верхней и нижней палатах парламента.
Не секрет, что продолжают расти масштабы проблем, связанных с притоком в Россию мигрантов, в первую очередь, речь идет о нелегальной миграции. И если правовыми и социальными проблемами этих людей уже занимаются соответствующие министерства и ведомства, то остаются еще культурные и языковые проблемы мигрантов, их национальные и этноконфессиональные объединения, диаспоры. Главная задача государства, на территории которого проживают диаспоры – не дать им оказаться в самоизоляции. По‑видимому, эти вопросы должно будет решать Федеральное агентство по делам национальностей.
Безусловно, во многих субъектах федерации уже ведется такая работа на уровне региона. Например, специалисты кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета совместно с представителями Института социально-политических исследований и Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук исследуют проблемы мигрантов в Воронежской области. По мнению специалистов, исследования помогут выявить особенности адаптации мигрантов к новой культурной среде, а также определить наиболее острые социально-политические и психологические проблемы мигрантов.
Наиболее активная работа по адаптации детей мигрантов в школах ведется в Солнечногорском районе Московской области. Специальные программы создаются в тех средних учебных заведениях, где количество мигрантов превышает показатель 2–3 процента.
Так, в одной из школ Солнечногорска, где одна треть учеников — дети мигрантов, работает социокультурный центр. Работа по адаптации включает в себя обучающие семинары, фестивали и конкурсы. Большое значение придается роли классного руководителя, от которого во многом зависит как процесс адаптации детей мигрантов к новым условиям проживания, так и привитие толерантности русским школьникам.
В условиях глобализации дальнейший приток мигрантов – явление неминуемое. Кроме того, Россия всегда была и остается уникальной страной, где проживает более 190 национальностей, этнических общностей и носителей более 250 языков. Понимая сложность проблем и современных вызовов в сфере межнациональных отношений, государство принимает важные решения и делает конкретные, практические шаги. И обеспечение согласия в такой многонациональной стране – весьма сложная, актуальная и ответственная государственная задача.