30 марта я принял участие в семинаре-совещании, посвященном реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, проходившем в Новосибирске. Считаю, что то внимание, которое уделяется сегодня вопросам национальной политики, полностью оправдано.
На мой взгляд, одна из главных идей Стратегии государственной национальной политики – это базовая идея о том, что в основе гармонизации межнациональных отношений, укрепления межнационального мира и единства российской нации должно лежать укрепление исторически сформировавшейся духовной общности народов России.
За два года с принятия Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и в международной обстановке, и в нашей стране произошли заметные изменения. Новые вызовы нашему государству требуют от нас комплексного совершенствования законодательства в нескольких взаимосвязанных сферах отношений, так как проблемы в сфере межнациональных отношений имеют, чаще всего, межотраслевой характер.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что за время, прошедшее со дня утверждения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в декабре 2012 года по сегодняшний день, был принят ряд новых документов стратегического планирования, разработанных с использованием принципиально новых концептуальных подходов.
Это, в частности: Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основы государственной культурной политики. Сейчас в Министерстве образования и науки дорабатывается проект Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
Особенно важно то, что впервые на уровне документов стратегического планирования системно сформулированы задачи государства в сфере культуры во взаимосвязи с ценностными основами российского общества и с глубоким пониманием значения нематериального культурного наследия.
Для совершенствования федерального законодательства в области национальной политики, на мой взгляд, важно иметь информацию о том, какие проблемы юридического характера возникают при реализации федеральных законов.
И в этом отношении анализ и обобщение практики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Стратегии государственной национальной политики является необходимым условием повышения качества законодательства.
Мы видим, что постепенно регионами накапливается опыт деятельности и положительные региональные и муниципальные практики в данной сфере. Я полагаю, что обмен положительным опытом субъектов Российской Федерации в этой деятельности или, как сейчас говорят, «тиражирование положительных практик», с учетом особенностей регионов, может стать большим подспорьем в совершенствовании работы.
Хотел бы также отметить важность оказания органами государственной власти субъектов Федерации методической, консультативной и иной помощи органам местного самоуправления в реализации ими мероприятий в сфере национальной политики. А также важность координации этой деятельности на уровне региона и, при необходимости, – помощи в разработке муниципальных планов мероприятий с учётом местной специфики, их взаимоувязка между собой и с региональным планами и программами.
Профильный Комитет Совета Федерации готов активно участвовать совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в распространении положительных муниципальных практик в этой сфере деятельности.