Годы моего детства, юности пришлись на время, когда авторитет книги в нашей стране был, можно сказать, абсолютным, когда царил самый настоящий культ чтения. Книга была и хранительницей знаний, и добрым советчиком, и мудрым воспитателем.
Любовь к книге, чтению остались у меня на всю жизнь. Умом понимаю, что в современном мире, где есть множество других источников получения информации, знаний, обретения эстетических, эмоциональных переживаний, книга, чтение не могут доминировать так, как прежде. Вместе с тем я уверена, что заката цивилизации, созданной книгой, не произойдёт. Просто не могу представить себе, что когда‑либо мир, человечество будут обходиться без чтения. Ведь книга – воплощение разума, гуманизма, культуры, то есть того, что делает человека человеком, составляет смысл его жизни. Этот смысл не выразишь формулой, его можно передать только словом. Поэтому у книги не только великое прошлое, но и такое же будущее.
Мой оптимизм опирается на реальные основания. Сегодня, 2 апреля, мир отмечает в очередной, без малого пятидесятый раз, Международный день детской книги. Ещё раньше, в марте, в нашей стране прошла традиционная неделя детской книги. Нелишне вспомнить, что впервые она состоялась в 1943 году. Великая Отечественная война была в разгаре. Тем не менее, государство проявило заботу о том, чтобы дети приобщались к книге. Тем более, что к тому времени русская, советская литература для детей по праву считалась одной из самых ярких, интересных, талантливых в мире. Так что, в определённом смысле Международный день детской книги можно считать продолжением традиции, возникшей в нашей стране. И потому так важно, что, несмотря на возникновение глобального телевидения, Интернета, бурное развитие коммуникационных технологий, засилье компьютерных игр и прочее, детская литература востребована, живёт, развивается.
Приятно отметить, что запрос на детскую литературу, на чтение книг в целом в нашей стране вновь возрастает. Об этом свидетельствуют данные посещаемости детских библиотек. Их у нас немало. Одних только специализированных детских и детско-юношеских библиотек свыше 3,5 тысяч. Есть издательства детской литературы, есть детские журналы, есть книжные магазины. Наконец, есть талантливые писатели, создающие произведения для детей, интересные художники, иллюстрирующие эти произведения.
Было бы глубоко ошибочно подходить ко всему этому исключительно с рыночными мерками, сугубо коммерческими критериями. Мол, прибыли не приносят, значит, свёртывать, приватизировать, ликвидировать, закрывать. Детские книги, детские журналы, равно как и фильмы, спектакли, музыка, рисунки для детей – всё это элементы сферы интеллектуального развития, духовно-нравственного воспитания будущих граждан России. Той сферы, в которой мы многого добились даже по самым строгим международным стандартам.
Необходимость оптимизации бюджетных расходов не вызывает сомнений. Но не таким образом, чтобы это вело к разрушению культуры. Известно, чем это аукнется, — интеллектуальной и духовной деградацией общества. Мы обязаны избежать этой опасности. Тем более, что вызовы и угрозы имеют место не только в политике, экономике, социальной сфере, но и в культуре, нравственности, духовной жизни. В мире идёт острая конкурентная борьба ценностей. Ее ареной является и наша страна. Тем более важно опереться в этой борьбе на те творения духа, мысли, таланта, воображения, которые выдержали проверку временем, вошли в сокровищницу мировой культуры.
Это в полной мере относится и к детской литературе. Ведь именно она стоит у истоков формирования у детей правильных представлений о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. А взрослым напоминает о том, что дети – они другие, они легкоранимы, нуждаются в родительской любви, поэтому так важно быть внимательными и чуткими к ним.
Детская литература, способная выполнить эту миссию, в нашей стране была и есть. Вместе с тем нельзя не видеть, что нужны новые подходы, формы, методы воспитания детей, введения их в мир детской литературы, искусства, культуры в целом. Тем более, что современная детская литература не похожа на ту, на которой выросли бабушки и дедушки, родители современных детей.
Государство, общество ведут такой поиск. Он будет плодотворным, только если мы нацелим его в первую очередь на созидание, на творческое освоение того нового, что рождает жизнь. Нет ничего более пагубного для литературы, культуры, духовного развития общества, чем путь запретов. Хотя в иных случаях, чётко определённых законом, их не избежать, однако они не должны доминировать, становиться определяющим элементом ни в культурной политике государства, ни в духовной жизни общества. Мир помнит такую практику, знает, к чему она привела.
Как показывает наш собственный исторический опыт, тяга к книге, к чтению – важное конкурентное преимущество страны. Мы обязаны сделать всё, чтобы вновь стать одной из самых читающих стран в мире. Это не вопрос престижа, гонки за рейтингами. Это необходимо для восстановления, укрепления, развития нашего собственного интеллектуального и духовного потенциала, для уверенного движения вперёд. Потому что самые читающие люди, как правило, и самые думающие, и самые творческие, и самые ответственные.