Руководителя предприятия нужно научить считать не только прибыль по итогам месяца или квартала, но и затраты по всем статьям в случае отсутствия одного работника на рабочем месте (по болезни) применительно к простою оборудования и доли недополученной им прибыли. Он должен видеть прямую зависимость факторов и просчитать свой вклад в профилактику болезней своих работников. Как только он сопоставит цифры и поймет, что здоровые работники для него более выгодны, он «привыкнет» заниматься охраной труда, и мы сможем сказать, что Федеральный закон работает. Однако для этого нам предстоит услышать от работодателей, что сегодня им мешает и помочь им.
В период с 13 по 17 апреля 2015 г. в Главном Медиа центре г. Сочи прошла Первая Всероссийская неделя охраны труда, посвященная исполнению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Организаторы «недели» пригласили к участию представителей всех регионов Российской Федерации и те, кто откликнулся, не пожалели. Множество конференций и панельных дискуссий, «круглых столов» и секций объединили специалистов в области охраны труда, представителей исполнительной власти и аккредитованных организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Международная организация труда (МОТ) ежегодно отмечает 28 апреля Всемирный день охраны труда.
Самое ценное в таких мероприятиях – возможность узнать что‑то новое, когда все, казалось бы, уже сказано в тексте Федерального закона, пообщаться с экспертами, обсудить возникшие проблемы. Была даже возможность узнать точку зрения зарубежных коллег о четырех этапах прохождения закона об охране труда в разных странах:
- Работодатель ничего не хочет знать об охране труда на предприятии.
- Работодатель знает об охране труда, но ничего не предпринимает на своем предприятии.
- Работодатель начинает заниматься охраной труда на своем предприятии, но ничего не меняется.
- Работодатель привыкает заниматься охраной труда на своем предприятии и его усилия начинают приносить ему экономическую выгоду и тем самым он улучшает качество рабочих мест своих сотрудников.
Мы пока что находимся, очевидно, между первым и вторым этапом. Радует, что сделан хотя бы первый шаг. Теперь следует поменять тактику и перейти от санкции штрафов к стратегии соответствия. По словам представителя от РСПП, социальный диалог состоялся, и дифференциация компенсаций зависит от установленного класса опасности. Особый интерес к аккредитованным организациям, которые проводят специальную оценку условий труда – важно не их количество, а качество выполненных ими услуг. Не случайно по результатам проверки Роструда 150 организаций исключены из списка. Зато формируется Федеральный Реестр, и оставшиеся организации могут работать в любом регионе России.
Что касается Постановления Правительства об ограничении списка работ для женщин на «вредном» или опасном производстве, то здесь есть двойственность. С одной стороны есть немало предприятий, которые являются градообразующими и женщин там работает сегодня немало, и переходить им особо некуда, если только переехать в другой город. Именно для руководителей таких предприятий Федеральный закон «…допускает работу женщин в случае, если созданы условия, уменьшающие «вредность» предприятия (комфортные для работы и благоприятные для здоровья)». Особенно если работники уже давно обучены. Экономически невыгодно расставаться с женщинами и принимать на работу мужчин, заново их обучая…
Однако эти комфортные условия надо еще создать. Недостаточно просто провести специальную оценку условий труда и установить класс опасности. Как следствие возникают дополнительные взносы в Пенсионный фонд и изменяются не только нормы выдачи спец. одежды и обуви, но и требующиеся мед. Осмотры, бесплатное молоко и санаторно-курортное обеспечение. С учетом возможной компенсации от Фонда социального страхования в размере не более 20 % от понесенных затрат основная финансовая нагрузка лежит все равно на работодателе. И если для крупных предприятий такая возможность допускается, то малый бизнес здесь в значительном проигрыше.
Поэтому нужно искать «золотую середину», а применительно к охране труда это не только оборудованные по последнему слову техники рабочие места, но и уверенность работника, что он вернется домой вечером в свою семью живым и здоровым, особенно если этот работник – женщина и мать.
Руководителя предприятия нужно научить считать не только прибыль по итогам месяца или квартала, но и затраты по всем статьям в случае отсутствия одного работника на рабочем месте (по болезни) применительно к простою оборудования и доли недополученной им прибыли. Он должен видеть прямую зависимость факторов и просчитать свой вклад в профилактику болезней своих работников. Как только он сопоставит цифры и поймет, что здоровые работники для него более выгодны, он «привыкнет» заниматься охраной труда, и мы сможем сказать, что Федеральный закон работает. Однако для этого нам предстоит услышать от работодателей, что сегодня им мешает и помочь им.
Отрадно, что в резолюции Съезда прозвучало намерение профильных министерств перейти от мотивов штрафных санкций к мотивации ответственности. Все участники общего процесса по охране труда должны объединиться – и работодатель, и инспектор (подсказывающий, а не карающий), и работники предприятия.
Диалог уже выстроен, пришло время научиться слышать другую сторону, а не только себя.
Обеспечив безопасные условия труда на производстве, мы сможем достичь нового фактора экономического развития России!