Ни один реалистически мыслящий человек не питал иллюзий насчёт того, что выполнение Минских договорённостей будет идти просто и скоро. Слишком велико ожесточение сторон конфликта, степень их недоверия друг к другу. Дополнительным фактором стало то, что и в самой Украине, ряде западных стран немало тех, кто сделал ставку на силовое решение конфликта.
Несмотря на всё это, определённое продвижение в осуществлении Минских договорённостей имеет место. Это, прежде всего, отвод тяжелых вооружений и относительное соблюдение режима прекращения огня. Не без нарушений, не без проволочек, он всё же состоялся, что засвидетельствовано Миссией ОБСЕ. Киев долго противился выполнению соглашений, предусматривающих создание рабочих групп по четырём направлениям: политическое, безопасность, гуманитарное, социально-экономическое. Но и здесь наметился прогресс: стороны назвали своих кандидатов в эти группы, под эгидой Контактной группы стороны прорабатывают формат их работы. Как видим, пусть скромный, прогресс, тем не менее, есть.
Заметно меняется настроение в международном сообществе, в первую очередь, в странах Европейского Союза. Деловые круги, ответственные политики понимают, что политика санкций не достигает намеченных целей, зато она больно ударила по бизнесу. Общественность Запада беспокоит и то, что разгоревшийся в центре Европы конфликт, периодически перерастающий в войну, чреват непредсказуемыми последствиями. В последнее время к этим тревогам добавились опасения, связанные с всплеском на Украине ксенофобии, активизацией крайнего национализма и фашизма. Сторонники неонацизма стали в стране заметной политической силой. Да и военной тоже, поскольку составляют немалую часть подразделений национальной гвардии. Это очень опасная тенденция. Отсюда нарастающий запрос на Западе на практические шаги, действия, ведущие к политическому разрешению кризиса. Реальный путь достижения этой цели один – реализация Минских соглашений.
Резким диссонансом этим настроениям стали направление на Украину военных инструкторов из США, призванных обучить навыкам современной войны около 1000 украинских национальных гвардейцев, а также очередная волна обвинений Вашингтоном нашей страны в военном присутствии на Юго-Востоке Украины. Как и все предыдущие аналогичные обвинения, они ничем документально, реальными фактами не подкреплены.
Если у кого‑то ещё были сомнения в том, на что и на кого делают ставку определённые круги в Соединённых Штатах, то сегодня очевидно, что это ставка на «партию войны» в Киеве. Они делают всё, чтобы дискредитировать усилия нормандской «четвёрки», сорвать выполнение Минских договорённостей, подталкивая Киев к очередной эскалации военных действий.
Одобрительный сигнал из Вашингтона «партией войны» услышан. В последнее время стало больше случаев нарушения режима прекращения огня, в первую очередь, как признают и наблюдатели ОБСЕ, со стороны украинской армии, национальной гвардии. Киев принял закон о статусе территорий Донецкой и Луганской областей, который идёт вразрез с Минскими договорённостями и не согласовывался с ДНР и ЛНР. А главное – Киев не хочет садиться за стол переговоров с ДНР и ЛНР, вести прямой диалог по выработке политических договоренностей по мирному решению кризиса, что также предусмотрено минскими соглашениями. Нет никаких признаков того, что Киев намерен приступить к децентрализации, которая также предусматривается этими договорённостями. Ровным счётом ничего не делается на социально-экономическом направлении, хозяйственная и финансовая блокада Юго-Востока только усиливается. И вместе с тем принят пакет законов, направленных на так называемую декоммунизацию Украины, полным ходом идёт героизация нацистских приспешников. Всё это вкупе с заявлениями Киева о незыблемости унитарного государственного устройства страны лишь накаляют политическую обстановку, общественную атмосферу. Киевские власти тормозят начало деятельности рабочих групп по четырём направлениям, выдвигая требования, которые никогда ни с кем не обсуждались, и ведут к размыванию роли Контактной группы. Можно привести и другие аналогичные примеры. Но и без того видно, что основная ответственность за невыполнение Минских договорённостей лежит на Киеве.
Не наше дело навязывать Украине тот или иной способ поведения, отметил Президент России в ходе прямой линии. «Но мы имеем право, — подчеркнул он, — высказать своё мнение. Тем более мы имеем право обратить внимание на необходимость исполнения минских соглашений. Мы хотим, чтобы они были исполнены, и ждём этого от всех наших партнёров, включая руководство Украины».
Скоро, 9 мая, мы будем отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Один из главных уроков этой исторической эпопеи заключается как раз в том, что стремление того или иного государства, его правящей верхушки к мировому господству неминуемо заканчивается для этого государства крахом.
Не менее важен и другой урок: торжество добра над злом, свободы над тиранией всегда достигается в результате сотрудничества стран и народов. Именно оно обеспечило победу государств-членов антигитлеровской коалиции над фашизмом, избавив тем самым человечество от самой большой угрозы за всё время его существования. Сегодня в мире тоже достаточно вызовов, угроз глобального масштаба, которые можно преодолеть лишь совместными усилиями всего международного сообщества. Мир нуждается в сотрудничестве, а не в конфронтации. Именно из этого исходит Россия в своей политике.