На минувшей неделе на площадке «Парламентской газеты» мы обсудили меры необходимые для повышения платежной дисциплины потребителей энергоресурсов на исполнительном и законодательном уровнях, снижения высокого уровня платежей населения за общедомовые нужды и текущую экономическую ситуацию в отрасли.
На минувшей неделе на площадке «Парламентской газеты» мы обсудили меры необходимые для повышения платежной дисциплины потребителей энергоресурсов на исполнительном и законодательном уровнях, снижения высокого уровня платежей населения за общедомовые нужды и текущую экономическую ситуацию в отрасли.
Помимо вопросов законодательного и нормативного регулирования процессов в электроэнергетики и взаимодействия поставщиков и потребителей энергетических ресурсов отмечалась необходимость активизации информационной работы с потребителями, как со стороны самих ресурсоснабжающих организаций, так со стороны органов власти.
Вопрос информирования потребителей энергоресурсов и собственников жилья возникает далеко не в первый раз и требует системного решения.
В недавнем прошлом мы все сталкивались, а многие потребители (и не только физические лица) и по сей день сталкиваются с вопросами установки индивидуальных проборов учета воды, использования и перепрограммирования многотарифных приборов учета электроэнергии, применения энергоэффективного оборудования и проведения мероприятий по учету и рациональному потреблению ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды, капитального ремонта, законных прав и обязанностей собственников помещении в многоквартирных домах.
Как следует из практики, многие, сложные на первый взгляд вопросы, решаются простыми методами, при минимальных усилиях со стороны потребителя, которые, однако, необходимо до потребителя донести.
Этот же вопрос стоит остро и в моменты изменения в тарифном регулировании, применении социальных норм при расчетах за электроэнергию и т. д.
Сейчас мы ожидаем принятия законодательных решений, направленных на укрепление платежной дисциплины, которые могут затронуть достаточно широкие слои населения и это помимо тех мер, которые уже действуют. Как то передача данных о неблагонадежных потребителях в бюро кредитных историй или возможности ограничения права выезда с территории Российской Федерации для злостных неплательщиков.
Уже неоднократно отмечалось, что после принятия соответствующих поправок в законодательство, сами энергокомпании, при поддержке региональных и муниципальных властей должны принять превентивные меры – начать активную разъяснительную работу с потребителями, проинформировать их об происходящих изменениях, иначе эффективность принимаемых на законодательном уровне мер будет завесить только от административной практики или «сарафанного» радио, а в худшем случае неверно интерпретироваться.
Такую работу необходимо вести постоянно.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №442 к 1 мая 2013 г. все гарантирующие поставщики электроэнергии разработали уже применяют стандарты качества обслуживания потребителей. Однако данные стандарты, соответствуя установленным нормам, не учитывают вопросы информирования потребителей по вопросам изменения положений нормативных актов и законов, рационального потребления энергетических ресурсов, сокращения расходов на общедомовые нужды и относятся, как правило, только к деятельности самих энергетиков по сбыту электроэнергии, функционирования центров обслуживания, приема обращений и оповещений по вопросам нарушений в процессе поставки электроэнергии, обеспечения удаленного приема данных индивидуальных приборов учета и т. д., не вовлекая в процесс работы с потребителей местные, региональные органы власти и средства массовой информации.
Для решения проблемы информированности потребителей профессиональному сообществу предложено разработать и внедрить практику «Стандарт информационного взаимодействия с потребителями энергетических ресурсов», включающий в себя сроки, содержание, порядок и инструменты такой работы.
Такой стандарт актуален не только для гарантирующих поставщиков, но и для электросетевого комплекса, где информирование по вопросам технологического присоединения носит крайне важный характер, тепло-газоснабжающих организаций, управляющих компаний в ЖКХ.
Безусловно, информационная работа с потребителями энергоресурсов и услуг ЖКХ не может проходить без участия органов местного самоуправления и региональных властей, порядок взаимодействия с которыми тоже необходимо отразить в стандарте.
Информационная работа с потребителями энергоресурсов и услуг ЖКХ должна проводиться на правах социальной рекламы, это единственный способ не переложить расходы на самих потребителей через тариф, четко регламентирующий уровень доходов и расходов РСО.
Естественно, высокий уровень информационной открытости будет хорошим помощником в реализации механизмом общественного контроля и станет действенным инструментом укрепления долгосрочных партнерских отношений между поставщиками и потребителями энергоресурсов.