Владимир Путин заявил, что рост цен зачастую необоснован: «Мы знаем с вами хорошо о росте цен, и далеко не всегда ссылки на то, что происходит во внешней среде и у нас в экономике, обосновывают тот рост, который мы наблюдаем».
Поправки в закон о торговле устраняют дискриминационные практики торговых сетей в отношении производителей. Задача законодателей в современных условиях заключается в том, чтобы защитить интересы отечественных производителей продуктов питания и потребителей, а также обеспечить справедливые отношения, честную конкуренцию между производителем, поставщиком и торговыми сетями, повысить добросовестность ведения торгового бизнеса и улучшить ситуацию во взаимоотношениях поставщиков и торговых сетей. Российские производители должны быть равноправными партнерами.
Обременения, которые сегодня несет российский производитель, ограничивают возможности развития производства и снижения цены. Устраняя дискриминационные практики, тем самым создаем дополнительные условия для роста и развития отечественного производства продуктов питания.
Поправки в закон о торговле представляют собой цивилизованный баланс интересов, подтвержденный мировой практикой и безоговорочно поддержаны отраслевыми союзами и ассоциациями.
Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «О торговле». Новые меры ограничат размер премий для сетей, время оплаты товара и его возврат, а также могут повлиять на работу ФАС.
Законопроект, обсуждение которого продолжается с конца января этого года, был негативно встречен бизнес-сообществом, а отдельные спорные пункты правительство, как сообщали СМИ, предлагало исключить из версии, направляемой на первое чтение, и предоставить на обсуждение в Госдуму «облегченный» вариант поправок.
Однако комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству принял решение о направлении на обсуждение первоначальной версии поправок.
Основной смысл поправок в закон «О торговле», который вступил в силу в 2010 году, заключается в снижении размера ретробонуса — денежной скидки на общую стоимость продукции, выплачиваемой торговым сетям поставщиком. Сейчас он не может превышать на продовольственные товары 10% от суммы поставки. В новой редакции закона ретробонус снизят до 3% без учета НДС, причем в него предлагают включать и маркетинговые затраты сетей, и логистические услуги, которые авторы проекта приравнивают к мероприятиям по продвижению товара.
Помимо этого, ритейлеров и поставщиков продуктов в торговые сети обяжут уведомлять ФАС обо всех случаях заключения договоров поставки и иных соглашений, совокупный размер всех выплат по которым превышает 3% цены товаров. За нарушение вышеперечисленных норм участники рынка могут быть оштрафованы на сумму от 2 млн до 5 млн руб., а руководители торговых сетей могут быть дисквалифицированы. Законодатели предлагают и увеличить срок ответственности, в течение которого за нарушение пунктов договора стороны можно будет привлечь к ответственности, с двух месяцев до года.
Кроме того, предлагается существенно снизить сроки, в течение которых сети в настоящее время рассчитываются за поставку товаров.
Как следует из принятого в первом чтении законопроекта, оплата товаров сроком годности до 10 дней должна проходить не позднее чем через 5 рабочих дней после фактического получения (вместо установленных ранее 10 дней). За товары со сроком годности от 10 до 30 дней торговая сеть должна рассчитаться за 20 рабочих дней (сейчас — 30), за товары сроком годности более 30 дней, а также за алкогольную продукцию деньги должны поступать в течение 35 рабочих дней вместо 45.
Сегодня по факту за поставленную в торговую сеть произведенную продукцию расчеты осуществляются за 10, 30 и 45 дней. Это фактически беспроцентное кредитование торговых сетей. Сокращение сроков оплаты — это компромиссный вариант, который нисколько не ущемит торговые сети, но защитит поставщиков. Еще один немаловажный пункт — запрет на принуждение поставщиков к выкупу нереализованных продовольственных товаров, срок годности которых истек, или не проданных по истечении определенного срока. В случае, если в договор включен подобный пункт, цена должна снижаться равномерно (пропорционально) истечению срока годности товара.
Критикам нашего закона — торговым сетям — нужно определиться: либо их риторика о «добросовестных практиках» настоящая, и тогда изменения в закон для них приемлемы. Либо «добросовестные практики» — это не более чем отвлекающий спекулятивный маневр.
Сети хотят сохранить свою доходность, поэтому вокруг законопроекта разворачивается такая борьба. Если раньше нарушения закона были для них не фатальны, то теперь они будут вынуждены подходить внимательнее ко всем практикам. Всех вопросов, понятно, не решить, но это серьезно улучшит позицию производителей.
То, что депутаты приняли законопроект в первом чтении вопреки позиции исполнительной власти: Это я считаю венцом демократии, потому что правительство должно исполнять, что ему говорят законодатели. То, что у нас произошла эта ситуация на таком законе, очень важном и нужном, где много интересантов, говорит о том, что мы входим в нормальное демократическое русло.