Совершенно обоснованная и своевременно проведенная централизация власти спасла страну от хаоса и разрухи. На мой взгляд, настало время, используя централизацию власти, подумать о децентрализации экономической и культурной жизни в стране.
Ни для кого не секрет, что у нас сейчас имеется как бы две страны — Москва, и собственно Россия. Столица — город, перенасыщенный функциями. В нем вся власть, практически все ведущие компании, практически вся культурная жизнь. Москва — нефтяная и газовая столица, железнодорожная, машиностроительная, оборонно-промышленная, гидроэнергетическая, минеральная, торговая, туристическая и культурная. И от такой сумасшедшей концентрации проигрывает, в первую очередь, сама Москва. Потому что все жизненное пространство города переполнено. Пресловутые автомобильные пробки, дорогая рабочая сила, дорогое жилье, дорогое всё. Богатство столицы не только раздражает и вызывает зависть у остальной России, но и парадоксальным образом способствует социальной напряженности в ней самой. В этом сжатом пространстве, сумасшедшем ритме нет места ни реальным инновациям, ни модернизации. В то же время Москва как гигантский пылесос высасывает из страны людей с амбициями, с желанием чего‑то добиться. Но в реальности только единицам предоставляется такой шанс. Как итог — дальнейшая стагнация в регионах России и отсутствие перспектив развития у Москвы.
Простое решение — не всегда плохое решение. Государство должно, и вправе, принимать решения в интересах всей страны, в том числе и столицы. Решение о децентрализации — решение выгодное всем, в первую очередь — Москве.
Как пример — региональная дифференциация в США. Сложилась она исторически, компании, в основном, частные, но государство такое разделение производительных сил всегда поддерживало. Автомобили — Детройт, нефтяные компании — Техас, кино — Лос-Анджелес, компьютеры — Силиконовая долина, финансы — Нью-Йорк, Вашингтон — только административная столица.
Сейчас никто не мешает нам нарушить сложившуюся традицию обязательного размещения центрального офиса крупной компании в Москве и создать на базе возвращенных «в Россию» компаний производственно-образовательные кластеры.
Газ в Москве — только на кухнях — значит офис «Газпрома» — в Тюмень. На шельфе Москвы-реки нефти не обнаружено? Значит «Роснефти» с Софийской набережной нужно переезжать в Сибирь. Ростехнологии, РЖД — на Урал, РусГидро — в Красноярск, Росэнергоатом — в Поволжье, «Интер РАО» — в Калининград и т. д. Принимаем решение: Москва — административная и финансовая столица. Все остальные штаб-квартиры — в регионы. Туда, где у компаний основные производственные мощности. Туда, где нефть, газ, заводы, фабрики, электростанции, АЭС, судостроительные верфи и сотни тысяч талантливых, но зачастую невостребованных людей.
Десятки тысяч менеджеров, носителей современной деловой этики, знаний, опыта станут мощнейшим фактором развития, толчком для интеллектуального и экономического подъема в регионах страны.
Ими будет востребовано другое качество жизни, модернизация регионального образования, развитие девелоперского, торгового, телекоммуникационного бизнеса. Их требования к сервису, стандартам медицины, их культурные запросы вдохнут новую жизнь в «провинцию». А дополнительные налоговые поступления в региональные и муниципальные бюджеты позволят поднять уровень жизни местного населения.
Социальный лифт, который никак не может заработать, на сей раз будет доставлен молодым амбициозным провинциалам буквально к месту прописки. У них появится шанс пройти весь путь от студента до топ-менеджера, сделать карьеру, никуда не уезжая. Необходимость взаимодействия между компаниями даст резкий толчок развитию межрегионального авиасообщения, коммуникациям, межрегиональной миграции.
В Москве должны остаться только власть и финансы. Плюс собственный инновационный кластер в виде Сколково — с последующим клонированием этого опыта в регионах. Столица наконец‑то вздохнет. Страна же обретет многочисленные новые точки роста.
Можно предположить, какую бурю возражений вызовет это предложение. Можно также предугадать аргументацию его противников. Первым, на мой взгляд, будет аргумент о том, что переезд из Москвы станет разорительным для госкомпаний.
В действительности же, стоит сравнить стоимость строительства и содержания офисных площадей в Москве и любом другом российском городе. Она ниже зачастую в разы. В самой ближайшей перспективе все расходы на переезд окупятся многократно. А компании еще и заработают, сдавая в аренду освободившиеся офисы в Москве. Потенциальные потери бюджета столицы легко компенсируются через механизм межбюджетных отношений, причем в очень короткой перспективе освобожденное жизненное пространство регенерирует новые доходы в бюджет Москвы.
Говорить о связанных с географическим удалением коммуникационных трудностях во времена Интернета, Скайпа, оптоволокна просто несерьезно. «Татнефть», находясь в Альметьевске, не испытывает никаких проблем, развивая свой бизнес по всей стране.
Менеджеры не захотят переселяться из Москвы? Хорошие — захотят. Для хорошего, настоящего менеджера главное — интересы дела, компании. Да и вопросы собственного жилья, экологии, отсутствия пробок, чистые продукты, для многих управленцев определят выбор в пользу переезда. А те, кто предпочтет привычную столичную жизнь работе в компании, только освободят места в упомянутом выше социальном лифте.
То же и с остальными минусами, которые на поверку оказываются плюсами.
А главное, то, ради чего все это и затевается — в итоге мы получаем стратегический выигрыш. Это развитие страны естественным путем.