25 июня пройдет рабочее совещание по проблемам присвоения детям–инвалидам соответствующего статуса. На площадке Совета Федерации соберутся представители регионов, Министерства труда и социальной защиты, общественных организаций, врачи чтобы разобраться в причинах сложившейся ситуации. Поводом собраться послужили многочисленные обращения родителей детей-инвалидов в верхнюю палату парламента с жалобами на то, что их детям отказывают в продлении инвалидности.
Дело в том, что в начале текущего года вступил в силу новый приказ Минтруда, который ввел классификации и критерии установления инвалидности. Новые критерии основываются на оценке степени способности больного к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, общению и обучению, трудовой деятельности, способности контролировать свое поведение. В зависимости от этого комиссии на местах должны принимать решения о степени инвалидности либо степени функциональных нарушений организма.
Однако в результате нововведений многих детей с хроническими патологиями стали лишать группы инвалидности из‑за того, что в результате лечения их состояние улучшается. Одновременно такой ребенок теряет право на государственную социальную помощь, зачастую и на бесплатные лекарства.
Попробуем разобраться в ситуации. Критерии инвалидности подразумевают ограничение или утрату той или иной функции организма, но надо понимать, что само по себе заболевание не является основой для вынесения вердикта о необходимости установления статуса «ребенок-инвалид». У нас же с советских времен льготное лекарственное обеспечение и социальная помощь «сцеплены» с понятием инвалидности.
Возникшая конфликтная ситуация обусловлена следующим: у ребенка выявляется заболевание, присваивается статус, идет лечение, ребенок не испытывает проблем, связанных с болезнью, и ему в продлении инвалидности отказывают. А когда бесплатного лечения больше нет — здоровье ухудшается. Речь идет о детях с сахарным диабетом, неспецифическим язвенным колитом, ревматоидным артритом. В данном случае выходом из ситуации мне представляется обеспечение больных дорогостоящим лечением в полном объеме из средств федерального и регионального бюджетов без установления инвалидности.
Большая часть обращений поступила от родителей детей с врожденным дефектом губы и неба. Согласно приказу Минздрава такие дети могут быть признаны инвалидами только до окончания лечения либо курса лечения в зависимости от выраженности патологии.
Однако в обращениях родители рассказывают об отказах в установлении категории «ребенок-инвалид» детям, не получившим необходимую медицинскую помощь, а именно, реконструктивную операцию, что противоречит законодательству. Родители в своих письмах обращают наше внимание на то, что действия медиков они считают запаздывающими, и они начинают лечить ребенка вне системы госгарантии, прибегают к услугам платной медицины, а бесплатная, по их мнению, «тянет резину». В данном случае необходимо обратить внимание на количество выделяемых квот для проведения реконструктивных операций, минимизацию времени их ожидания, проведение необходимых реабилитационных мероприятий за счет средств обязательного медицинского страхования (а не родителей!) в полном объеме.
На мой взгляд, в данном случае речь идет о правоприменительной практике в регионах — здесь многое зависит от уровня организации здравоохранения в конкретном субъекте федерации. Поэтому в период «адаптации» нового приказа Минтруда ведомству необходимо тщательно контролировать работу медико-социальных экспертных комиссий и оперативно реагировать на ситуации со снятием группы инвалидности.
Предстоящее совещание в верхней палате парламента по проблемам присвоения детям-инвалидам соответствующего статуса станет попыткой состыковать правоприменительную практику в регионах и соответствующим документом Минтруда и поможет определить алгоритм действий родителей в случае необходимости обжалования решения медико-социальной экспертизы.