Давно известно, что никакая, даже самая обстоятельная информация о положении дел в том или ином регионе не может дать то, что даёт поездка в этот регион, прямое общение с его властями, общественностью, деловыми кругами, просто гражданами. Тем более, когда речь идёт о таких субъектах Российской Федерации с непростой судьбой, как Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Давно известно, что никакая, даже самая обстоятельная информация о положении дел в том или ином регионе не может дать то, что даёт поездка в этот регион, прямое общение с его властями, общественностью, деловыми кругами, просто гражданами. Тем более, когда речь идёт о таких субъектах Российской Федерации с непростой судьбой, как Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Завершение весенней сессии Совета Федерации предоставило, наконец, такую возможность. Два дня были насыщены поездками, встречами, общением. Они позволили мне не только убедиться в эффективности тех мер, которые осуществлялись и осуществляются на полуострове федеральным центром, региональными органами государственной власти, но и увидеть, глубже понять проблемы, которые являются сегодня для Крыма основными.
Главный итог поездки: я убедилась в том, что так называемый переходный период на территории Крыма завершён. Менее чем за полтора года новые субъекты РФ в полном объеме интегрировались в Россию. Оба субъекта Федерации полностью живут в том же правовом и политическом пространстве, в том же экономическом, социальном времени, что и все остальные субъекты Российской Федерации.
Вместе с тем за столь короткий период невозможно было решить всё. В частности, есть проблемы в реализации земельного законодательства, перерегистрации юридических лиц и прав собственности, в правоприменительной практике, связанной с целым рядом федеральных законов, некоторые другие. Но это не более чем вопрос времени и целенаправленной работы органов государственной власти.
Убедилась я и в другом: запускаемые Киевом, Западом «страшилки» на тему того, что Крым – это аннексированная территория, что всё происходящее здесь незаконно и временно, на настроениях людей не сказывается. Крымчане в полной мере ощущают себя российскими гражданами, связывают будущее полуострова, собственное будущее с Россией, заряжены на активную работу.
Крымчане хотят видеть и понимать место Республики Крым и Севастополя в России, знать, как будет реализовываться потенциал регионов, что это даст людям, они хотят участвовать в решении связанных с этим вопросов. Их обижает, когда в повседневных разговорах, а то и в прессе Крым, его проблемы предстают исключительно как затратная статья федерального бюджета, как территория, которая берёт, ничего не давая взамен. Ведь Республика Крым и Севастополь – регионы с мощным потенциалом развития. Другое дело, что его полная реализация потребует немало времени, поскольку сменявшие друг друга после 1991 года режимы были едины в своём отношении к полуострову как к пасынку. Власти черпали из него, как говорится, полной мерой, и в то же время практически ничего не предпринимали для его развития.
Вот почему не просто важно, а исключительно важно направить созидательную энергию в русло конкретных практических дел, от которых в первую очередь зависит восстановление производства, энергетической и транспортной инфраструктуры, создание предпосылок дальнейшего экономического и социального роста Крыма, улучшение условий жизни людей, повышение уровня их благосостояния. Такая работа начата, но ведётся она, на мой взгляд, недостаточно активно со стороны как федеральных, так и, особенно, — региональных органов власти. Мы говорили об этом с руководством Республики Крым, Севастополя. Договорились, что будут предприняты шаги по активизации осуществления федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Крыма и города Севастополя до 2020 года», реализации возможностей, открываемых статусом Крыма как свободной экономической зоны.
Безусловно, вопрос вопросов для Крыма – налаживание устойчивого энергообеспечения и водоснабжения. Мы были едины в том, что решать эти задачи следует с самого начала фундаментально, а не точечно. Ведь без того и другого рассчитывать на устойчивое развитие Крыма просто не приходится. Это значит, что здесь нужны комплексные меры. Они уже разработаны, начинают осуществляться. Проекты эти финансово ёмкие. Привлекаются не только бюджетные ресурсы, но и средства энергетических компаний. Идёт подготовка к прокладке кабеля по дну Керченского пролива. Будут построены две ТЭЦ для нужд Севастополя и Республики Крым. Идут проектные работы на объектах водоснабжения.
По оценке специалистов, для решения задач потребуется два-три года. Совет Федерации как палата регионов намерен постоянно держать этот вопрос в поле зрения. Конституция наделяет нас контрольными полномочиями, и, если возникнет необходимость, мы воспользуемся ими. Палата также много делает для того, чтобы субъекты Российской Федерации более тесно и продуктивно взаимодействовали с Республикой Крым и Севастополем. Тем более, что Крыму есть что предложить другим российским регионам. В первую очередь – это продукция сельского хозяйства. Не будет преувеличением сказать, что в этом отношении полуостров выступает одним из самых перспективных субъектов импортозамещения.
Словом, Крым постепенно находит своё место в народнохозяйственном комплексе России. Это необходимый вектор его развития. Вместе с тем, считаю, это не должно идти в ущерб Крыму как уникальному природному месту. Здесь необходимо соблюдать баланс. Я бы даже высказалась за приоритет Крыма как курорта, места туризма, отдыха россиян, граждан других стран.
Как я уже сказала, природа Крыма, история Крыма создали всё необходимое для этого. Дело за тем, чтобы привести в порядок туристическую и рекреационную инфраструктуру, поднять её на современный уровень. И, конечно же, ‑ возродить роль Крыма как, без преувеличения, ‑ средоточия культуры. Ведь на протяжении десятилетий полуостров был местом отдыха и творчества таких выдающихся деятелей отечественной культуры, как И. Айвазовский, Л. Толстой, А. Чехов, А. Куприн, М. Горький, М. Цветаева, О. Мандельштам, М. Волошин и другие. Здесь ключом била театрально-концертная жизнь, снимались фильмы. Велико художественное, историческое, воспитательное значение музеев Крыма, в первую очередь музеев героической обороны Севастополя. Нельзя не сказать и о природных ландшафтах, парках, садах Крыма.
В нашей стране не так много таких уголков, а общественный спрос на них велик уже сейчас и продолжает расти. Приятно было видеть, что власти, общественность Республики Крым и Севастополя в полной мере сознают непреходящую ценность этого аспекта полуострова, уделяют его сохранению и развитию первостепенное значение.
Проблемы, которые оставил Крыму период киевского правления, — не только экономические и социальные. В республике, Севастополе идёт обновление кадров. Происходит как плановая замена кадров, так и самоочищение органов государственной и местной власти от лиц, замешанных в коррупции, связях с криминалитетом, недобросовестных, профессионально непригодных. Это объективно неизбежный этап, через которые прошли или проходят все постсоветские государства, их регионы. Ничего драматического, кризисного не происходит. Всё делается в рамках закона.