Сегодня, как и всегда 1 сентября, я посетила школу. Говорили о многом, что волнует старшеклассников. Ещё раз могла убедиться, что разговоры об аполитичности подростков, юношей и девушек, отсутствии у них интереса к тому, что делают государство, власти, чем живёт наше общество, — всего лишь разговоры. Значительную часть школьников все эти вопросы, без преувеличения, волнуют. Не все из них мечтают о карьере профессионального политика, государственного деятеля, чиновника. Но почти все твёрдо намерены в дальнейшем активно участвовать в общественной и политической жизни страны.
Меня такая «политизированность» школьников радует. В самом деле, страна не может успешно развиваться, власти не в состоянии в полной мере осуществить намеченное, если в обществе царит апатия. Поддержка государства со стороны людей, притом поддержка не декларативная, реальная, в виде прямого участия граждан в выработке важнейших решений, в выборах, контроле над деятельностью чиновников всех уровней – это и есть демократия в действии, то, что рождает взаимопонимание и доверие между властью и обществом, консолидирует его, позволяет сводить к минимуму риски ошибок. Все необходимые инструменты, механизмы для такого участия у нас созданы. В этом отношении Россия не уступает ни одной из тех стран, что претендуют на роль эталонов демократии, прав и свобод человека.
Говорю об этом так подробно не потому, что у нас здесь какие‑то большие проблемы. Все опросы общественного мнения последнего времени говорят о высоком уровне доверия граждан к основным институтам власти России, в особенности – к Президенту Российской Федерации. В то же время нельзя не видеть, что за высокими рейтингами социологических опросов зачастую не стоит столь же высокий уровень практического участия людей в управлении страной.
Вижу основную причину такого положения в том, что реальная демократия — это не только политические, правовые механизмы, инструменты. Это также желание, стремление, умение граждан пользоваться ими. Сегодня видно, что мы недооценили силу инерции, уходящей своими корнями в многовековую историю России. Я имею в виду всё ещё недостаточное утверждение в нашей стране того, что принято называть традициями демократии, культурой демократии. За четверть века мы очень много сделали для их развития. И всё же они формируются медленнее, чем виделось в конце 1980-х – начале 1990-х годов.
Безусловно, это не основание для драматизации. В конце концов, история демократии в других странах измеряется столетиями. Российская демократия неизмеримо моложе. Главное, что наша страна идёт по пути развития демократии, её адаптации к историческим особенностям и современным реальностям нашей страны.
Принципиально важно, что именно сейчас в российских школах и вузах растут, формируются поколения, для которых демократическая атмосфера – нечто само собой разумеющееся, естественная среда. Понятно, что они хотят уже на школьной и вузовской скамье органично включиться в эту среду, жить в ней. И мы – государство, общество – обязаны делать всё, чтобы данный такой процесс набирал силу. В школах и вузах необходимо не просто изучать политическую систему страны, но и с ранних лет посредством форматов деловых игр, семинаров, дискуссионных клубов создавать условия для овладения учениками правовыми знаниями и практическими навыками участия в управлении делами государства, решении общественных проблем школы, района, города. Это как раз тот случай, когда воспитательный педагогический процесс может превратиться в полезную, интересную и захватывающую игру.
В ряде российских регионов уже действуют школьные парламенты, есть они и в Москве, и Подмосковье. В Санкт-Петербурге, некоторых других городах созданы даже городские ассамблеи школьных парламентов, в которых координируется работа по развитию системы детского самоуправления, происходит обмен опытом. Школьные, вузовские парламенты — это прививка молодому поколению навыков активного гражданского поведения, формирования у учащихся гражданской позиции, умения отстаивать собственное мнение. Это важный элемент воспитания будущего поколения деятельными и ответственными гражданами, способными не только хорошо учиться и работать, но брать на себя ответственность за развитие страны. Чем лучше ребята будут знать, как функционирует институт парламентаризма, смогут на своем опыте убедиться в его эффективности, тем лучше они будут понимать возможности и преимущества этой системы. От того, насколько продуктивно будет идти такое обучение, во многом зависит будущее российского парламентаризма, будущее нашей страны.
Накопленный в этой сфере опыт нужно использовать и распространять. Это задача не только школ, вузов, родительской общественности, но и всего государства, всего общества. Я призываю всех законодателей — сенаторов, федеральных, региональных и муниципальных депутатов открыто и заинтересованно передавать подрастающему поколению наш опыт и знания в сфере парламентаризма.