Ленинград в 1960-е и последующие десятилетия был признанной театральной столицей страны. Зрители ходили не только на артистов, но и на постановщиков. И Георгий Товстоногов был вне конкуренции. Попасть на спектакль в его театр было большое счастье. Практически любой спектакль, постановка в возглавляемом им театре становился событием театральной жизни. Притом в масштабах всей страны. Посмотреть спектакли БДТ люди приезжали специально из Москвы, из других городов. Приезжали, чтобы увидеть работу выдающегося режиссёра, игру созданного им великолепного актёрского ансамбля.
Нас, зрителей, можно было понять. Я, например, и сегодня не могу представить себе «Историю лошади» без Евгения Лебедева или «Три сестры» без Кирилла Лаврова. Эти же пьесы могут ставиться и ставятся в других театрах, другими режиссёрами, с иными актёрами, и эти постановки тоже интересны в творческом плане. Но для меня именно спектакли Товстоногова стали художественным потрясением на всю жизнь. Наверное, это и есть то, что отличает великого художника, подлинного мастера от просто профессионала.
О Товстоногове-режиссёре написано и сказано немало. Я не театровед, не критик. Могу лишь сказать о том, что меня как зрителя всегда привлекало в его творчестве. Это потрясающее умение Георгия Александровича «всколыхнуть» и ум, и душу и сердце зрителя, заставить его думать, чувствовать, сопереживать происходящему на сцене.
Почему Товстоногову это удавалось? Безусловно, для этого необходимо иметь талант, профессиональное мастерство. Но не только. Нужно ещё иметь острое гражданское зрение, чувство своего времени, его запросов. Товстоногов в полной мере обладал всеми этими качествами. Поэтому он, в отличие от некоторых современных режиссёров, не испытывал потребности в том, чтобы прибегать к эпатажу, трюкам, анахронизмам, переодеваниям актёров. Всё это якобы для «осовременивания» или «обострения» спектакля.
Скажу резко, подобные фокусы, «приманки» были Товстоногову чужды в принципе. В то же время его постановки не были застывшими, холодно-академическими. Товстоногов – представитель зрелищного, динамичного театрального действия. Но зрелищности, основанной на раскрытии исторической, общественной и психологической правды. Вот почему даже такая, казалось бы, камерная пьеса, как «Пять вечеров», воспринималась зрителем как отражение жизни современного общества в целом, а «Горе от ума» или «Ревизор» ‑ как повествование о нашем времени. Да, создавать такие спектакли гораздо труднее, чем скандальные постановки. Но благодаря этому каждый спектакль Товстоногова становился событием не только театральной, но и общественной жизни. Именно это и есть Театр с большой буквы.
Большой драматический театр, в котором Георгий Александрович проработал более 30 лет, по праву носит его имя. Яркий человек, режиссёр – легенда, создавший лучший, по общему мнению, театр страны во второй половине ХХ века, он заслужил этот знак признания его весомого вклада в театральное искусство, культуру в целом. Даже больше, ‑ в духовное развитие людей.
Счастлива, что пять лет назад, когда я была губернатором Санкт-Петербурга, в городе установлен памятник Георгию Товстоногову. Это знак признательности миллионов почитателей таланта режиссера.