Международное сообщество ожидало выступление В.В. Путина на юбилейной сессии с огромным интересом. Что само по себе является неоспоримым свидетельством провала попыток ряда государств изолировать Россию. Не получилось. В глазах мирового сообщества наше государство остаётся одним из тех, от кого во многом зависит ход событий на планете, без кого невозможно добиться эффективного решения ни одной сколько‑нибудь значимой международной проблемы, чей голос имеет важнейшее значение в мировых делах.
Международное сообщество ожидало выступление В.В. Путина на юбилейной сессии с огромным интересом. Что само по себе является неоспоримым свидетельством провала попыток ряда государств изолировать Россию. Не получилось. В глазах мирового сообщества наше государство остаётся одним из тех, от кого во многом зависит ход событий на планете, без кого невозможно добиться эффективного решения ни одной сколько‑нибудь значимой международной проблемы, чей голос имеет важнейшее значение в мировых делах.
Ожидания полностью оправдались. Думаю, ООН давно уже не слышала столь яркого выступления: чёткого, откровенного, острого и в то же время конкретного, конструктивного. Выступления, нацеленного на возобновление диалога и сотрудничества во имя мира и безопасности на планете, решения назревших проблем. Причем, сделано это без лишних эмоций и нагнетания страстей. Мы слышали выступление политика мирового масштаба, уверенного в своей правоте.
Особенно это проявилось в твёрдом заявлении российского президента о неприемлемости для России любых попыток установить гегемонию одного или коалиции государств, навязать право вершить судьбы мира в обход Организации Объединённых Наций, Совета Безопасности, международного права. Мы за обновление ООН, но не за разрушение её основ. Семь десятилетий доказали как эффективность этой организации, так и то, что ей нет альтернативы в вопросах поддержания мирового порядка, обеспечения глобальной безопасности. Разрушение ООН ввергло бы человечество в нестабильность и хаос. Поэтому наша страна делала и делает всё, чтобы не допустить подобного хода событий, выступает за всемерное укрепление ООН, использование этого инструмента в интересах развития сотрудничества, укрепления взаимопонимания.
Современный мир сталкивается с множеством проблем, в числе которых и инфекционные болезни, и нехватка продовольствия в ряде регионов, и изменение климата. И всё же ничто не может сравниться по степени остроты и опасности для всего человечества с угрозой терроризма.
Инициатива главы Российского государства о создании широкой международной коалиции для борьбы с ИГИЛ, с терроризмом в целом – инициатива в высшей степени своевременная. В.В. Путин убедительно показал, что ИГИЛ не возникло само по себе, оно — творение «рук человеческих», причем известно, чьих именно. Все это последствия так называемых «демократических революций», результатом которых стали кровопролитие, десятки тысяч смертей, миллионы беженцев, разрушения, уничтожение памятников культуры. И здесь очень уместен вопрос Владимира Владимировича: «Вы хоть сами понимаете, что натворили?» Наверняка, понимают. Но у них нет ни мужества, ни решимости признать свою вину.
Поставить прочный заслон ИГИЛ, как отметил российский президент, можно только совместными действиями всего международного сообщества. Действиями скоординированными, последовательными, без обходных манёвров в стремлении достичь для себя односторонних преимуществ. Наша страна предлагает конкретный и реальный план действий на основе принципов международного права, решения Совета Безопасности. Россия выступает с инициативой проведения специального министерского заседания Совета Безопасности для комплексного анализа ситуации на Ближнем Востоке и согласования соответствующей резолюции.
Посмотрим, как будет реализовываться эта инициатива, кто действительно хочет коллективными усилиями покончить с ИГИЛ, а кто намерен по‑прежнему использовать эту силу для расшатывания ситуации на Ближнем Востоке, смещения неугодных режимов, продолжать «ловить рыбку в мутной воде». Так или иначе, определённые перспективы на дальнейшее продвижение в вопросах борьбы с ИГИЛ имеются. Как сообщил российский президент по итогам встречи с президентом США Б. Обамой, у обеих сторон есть понимание того, что необходимо усилить эту работу хотя бы на двусторонней основе. В повестке дня – обдумывание возможностей создания соответствующих механизмов.
Сегодня, наверное, преждевременно делать далеко идущие выводы о последствиях минувших событий. Но то, что они породили надежды на снижение градуса напряжённости в международных отношениях, — несомненно. Надежды не призрачные. Об этом говорит сам факт встречи президентов России и США. Судя по всему, в Вашингтоне нарастает осознание того, что какой проблемы ни коснись, будь то борьба с терроризмом, урегулирование ситуации в Сирии, на Ближнем Востоке в целом, выполнение Минских соглашений по Украине, другие актуальные проблемы — без России, без диалога с ней ничего не получается. Санкции осложняют жизнь России, но не более того. Они никак не отражаются на ее роли и влиянии в мире. А, значит, лучше все‑таки не давить на нас, а договариваться.
Встреча продолжалась полтора часа, в два раза больше, чем планировалось. Президентам было о чем поговорить. Что касается содержания разговора, то, как отметил В.В.Путин, «беседа была очень конструктивной, деловой и на удивление очень откровенной». За этими словами – констатация того факта, что диалог был заинтересованным, что президенты, при сохранении разногласий, определили точки соприкосновения интересов, вышли на понимание необходимости прислушиваться друг к другу и там, где это возможно, согласовывать и даже координировать свои действия. Имеется понимание – и это особенно важно в нынешней обстановке – о необходимости активизировать контакты по линии МИД и Госдепа, а также министерств обороны и других силовых ведомств обеих стран.
Говорить о решительном переломе в отношениях наших стран пока не приходится. Но уже ощущается веяние в сторону смягчения, потепления отношений. Будем надеяться, что оно наберёт силу, станет доминирующей тенденцией в международных отношениях