Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества с самого момента своего создания занимается вопросами поддержки отечественной IT-отрасли. Еще в 2012 году представители отрасли обратились к нам с просьбой оказать содействие в реализации мероприятий в рамках Национальной программной платформы, которые предусмотрены государственной программой «Информационное общество». Однако тогда, совместные усилия с Российской ассоциацией свободного программного обеспечения не увенчалось успехом.
Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества с самого момента своего создания занимается вопросами поддержки отечественной IT-отрасли. Еще в 2012 году представители отрасли обратились к нам с просьбой оказать содействие в реализации мероприятий в рамках Национальной программной платформы, которые предусмотрены государственной программой «Информационное общество». Однако тогда, совместные усилия с Российской ассоциацией свободного программного обеспечения не увенчалось успехом.
Тогда же вставал вопрос и о возможных мерах государственной поддержки производителей отечественного ПО, но тогда не были сделаны конструктивные предложения по этому поводу.
Однако сейчас, возможно в свете последних геополитических событий, когда актуальность технологической и программной независимости России сильно возросла, вопрос поддержки отечественного ПО обострился. И, примерно, полгода назад Комиссия начала работу с отраслевыми ассоциациями, в первую очередь с Ассоциацией разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», которая давно занималась этой проблемой и имела определенные наработки.
Работа началась с того, что мы обратили внимание на факты стабильного осуществления государственных закупок иностранного программного обеспечения. Причем государственные и муниципальные заказчики закупали не только иностранное ПО, которое не имеет российских аналогов, но и ПО, которому есть достойные российские конкуренты. Например, это касается антивирусных программ. Наверно этому не нужно удивляться, учитывая то, что российское законодательство о государственных закупках, за отдельными исключениями, не дифференцирует отечественных и иностранных поставщиков. Тогда мы обратили внимание на опыт таких стран как США, Бразилия и Китай. В этих странах, так или иначе, предоставляются преференции национальным производителям ПО. В США на рынок государственных закупок ПО попадают только национальные поставщики или поставщики стран, с которыми США заключили торговое соглашение. В Бразилии действует 18 %-ая преференция для разработчиков национального ПО. В Китае и вовсе дорога на национальный рынок государственных закупок иностранным производителям ПО закрыта.
После того, как мы решили, что нужно готовить конкретные предложения мер поддержки производителей отечественного ПО, мы обозначили круг основных вопросов. В первую очередь они касались того, как определить отечественное ПО, как его учитывать, какие меры поддержки при государственных закупках будут наиболее действенными, как это все оформить с юридической точки зрения и встроить в систему действующего законодательства.
В итоге кооперация совместных усилий позволила получить комплексный документ, предусматривающий конкретные и, надеюсь, реализуемые в скором времени предложения. Этот документ обсуждался и дорабатывался в Минкомсвязи России и Правительстве России. В рамах постановления Правительства разработаны критерии определяющие отечественный продукт, планируется создать единый реестр программных продуктов, который станет вектором при принятии решения о закупках.
Мы считаем, что в дальнейшей работе главную роль должен играть отраслевой регулятор. Комиссия, в свою очередь, будет оказывать необходимое содействие со своей стороны, и держать этот вопрос на контроле и в случае каких‑либо межведомственных проблем подключаться к их решению. Надеюсь, что проделанная работа не пройдет впустую и внесет определенный вклад в поддержку отечественной IT-индустрии и развитие информационного общества.