Вчера Президент Российской Федерации подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Документ своевременный, долгожданный и востребованный.
Указ вышел в день, когда бывшие члены ВЛКСМ – а их в нашей стране миллионы – отмечают его рождение. Полагаю, это не простое совпадение. В тексте указа сказано, что новая организация создаётся «в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей». Так что преемственность с пионерией и комсомолом очевидна. Жизнь потребовала обращения к их опыту объединения и деятельности, но, естественно, с учётом качественно новых реальностей современной России.
Вчера Президент Российской Федерации подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Документ своевременный, долгожданный и востребованный.
Указ вышел в день, когда бывшие члены ВЛКСМ – а их в нашей стране миллионы – отмечают его рождение. Полагаю, это не простое совпадение. В тексте указа сказано, что новая организация создаётся «в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей». Так что преемственность с пионерией и комсомолом очевидна. Жизнь потребовала обращения к их опыту объединения и деятельности, но, естественно, с учётом качественно новых реальностей современной России.
Немалая часть моей жизни связана с комсомолом. Я далека от того, чтобы его идеализировать. Спору нет, в деятельности комсомола, его органов было немало политизированности, парадности, заорганизованности. Но было и другое. Подростки, юноши и девушки, молодые люди видели, что они нужны государству, обществу, чувствовали заботу и поддержку с их стороны. А главное – через пионерию, комсомол они вовлекались в реальные дела, в практическое осуществление, как мы теперь говорим, проектов общегосударственного масштаба.
Вклад молодых людей в становление и развитие нашей страны трудно переоценить. Самые большие потери в Великой Отечественной войне пришлись на молодых людей 1919 – 1924 годов рождения, то есть тех, кто к началу войны состоял в комсомоле. Они приняли на себя первый страшный удар гитлеровских агрессоров, огромен их вклад в Великую Победу. В послевоенные годы «комсомольские стройки» восстанавливали хозяйство страны, осваивали целину, создавали строительные отряды, сооружали БАМ, двигали вперёд науку и технологию, обогащали культуру. Комсомол был социальным лифтом своего времени, школой, в которой обретали навыки политической работы, организации, управления, вырастали будущие руководители всех уровней.
К сожалению, как это у нас нередко бывает, вместе с водой выплеснули и ребёнка. В ходе реформ комсомол был сочтён организацией, не отвечающей духу времени, даже чуждой ему. В результате учащаяся, работающая молодёжь осталась в значительной мере предоставлена самой себе. Однако, как известно, в идеологии, политике вакуума не бывает. Не приходится удивляться, что немалая часть российской молодёжи, почувствовав себя невостребованной, стала ориентироваться на идеи, культуру, образ жизни, которые выросли на иной политической, социальной, духовной почве.
Как не раз отмечал Президент России В.В. Путин, мы живём в таком мире, где самосознание людей, духовные, нравственные ценности, культурные коды являются сферой жёсткой конкуренции. А в последние годы – и предметом острого пропагандистского противоборства, информационной войны. Все мы видим, какое огромное давление оказывается на Россию, её граждан извне. А ведь есть ещё носители деструктивных воззрений, национального и религиозного экстремизма и внутри самой России.
История убеждает: жизнеспособность страны – это не только политика, технологии, экономика, но и наличие прочного идейного, нравственного, духовного фундамента. Для нашей страны подобным фундаментом выступает патриотизм, воплощённый в таких ценностях, как любовь к своей стране, уважение к её истории и культуре, готовность трудиться на благо Отечества.
Всё это закладывается в семье, школах и вузах, закрепляется в последующие годы. Закладывается и закрепляется не стихийно, не само собой, а в ходе системной информационной, воспитательной, просветительской работы, общественно-политического творчества самих молодых людей. Это значит, что указ нацеливает нас на выработку и реализацию новых форм и методов идейного, нравственного, духовного развития личности, воспитания убеждённых патриотов России, молодых людей, готовых активно трудиться на её благо.
И в современной России, особенно в последние годы, много делается для решения этой задачи. Ряд партий, общественных движений создали свои детские и юношеские организации. Во многих школах, вузах функционируют молодёжные парламенты. Как я уже сказала, мы можем и должны опереться на многообразный опыт, накопленный и в Российской империи, и в Советском Союзе. Понятно, что речь идёт не о его механическом воспроизведении. Нужно его творческое осмысление, поиск и новой формы, и нового содержания. Очевидно, что много нового, плодотворного родится в ходе создания и функционирования самого «Российского движения школьников».
Главное, на мой взгляд, сейчас заключается в том, чтобы выстроить систему работы новой организации, отвечающую духу нашего времени, интересам и запросам школьников. Важно также не заглушить новое движение чрезмерной опекой, контролем со стороны взрослых «дядей и тетей», а открыть широкий простор инициативе и активности самих подростков, юношей и девушек. Только так школьники почувствуют, что это не очередная «обязаловка», навязанная сверху, а их собственное интересное дело. Только так можно сформировать действительно убеждённую, самостоятельную, деятельную молодежь, нацеленную на развитие демократических институтов, создание конкурентной экономики, социально ориентированного общества.
Наш долг как парламентариев оказать всемерную поддержку движению. Помощь, очевидно, нужна будет как на региональном уровне, так и в рамках формирования общефедерального ядра детско-юношеской организации.