Проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями остаётся в России одной из наиболее острых. Работодатели неохотно берут инвалидов на работу по ряду причин: у них нет необходимой профессиональной подготовки, социальной адаптации и опыта работы в смешанном коллективе.
Статистика опросов социологов и общественных организаций разнится по цифрам, но в среднем из общего числа трудоспособных инвалидов работают примерно 20%. Для сравнения: во Франции при общей безработице около 10% безработица среди инвалидов составляет всего 20%. Число же французских предприятий, на которых нет людей с ограниченными возможностями здоровья — около 6%! На остальных предприятиях Франции они трудятся. А в России больше 60% нетрудоустроенных инвалидов мечтают работать, быть социализированными, но не получают такой возможности. Эту ситуацию необходимо менять.
Сегодня в верхней палате парламента прошло заседание Совета по делам инвалидов при Совете Федерации – обсуждали проблемы профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, а также вопросы защиты прав детей-инвалидов.
Хочу привести положительный опыт трудоустройства инвалидов с тяжелыми проблемами здоровья, в том числе – с психическими заболеваниями. Уже четвертый год в Москве на базе одной из типографий учатся работать и жить в социуме около ста молодых людей с разными степенями инвалидности. У многих из них ментальные нарушения сочетаются с нарушениями опорно-двигательного аппарата и слуха. Почти все они прежде нигде не работали, не имели понятия, что такое трудовая дисциплина, не знали, откуда берется зарплата. Чтобы наладить рабочий процесс и сохранить предприятие на рынке труда, руководство типографии предприняло меры, которые впоследствии доказали свою эффективность. Во–первых, для инвалидов были созданы рабочие места непосредственно в типографии среди здоровых людей, во‑вторых, подготовлены десять специалистов для социально-психологического и профессионального сопровождения. В‑третьих, виды труда были разделены на этапы с тем, чтобы подобрать каждому работнику доступную для него операцию.
По словам руководителя этого предприятия Марии Кулик, было непросто научить здоровых людей и сотрудников с инвалидностью работать в смешанном коллективе. В результате они научились не только совместно трудиться, но и стали гораздо более лояльными друг к другу. На данный момент работники с ограничениями по здоровью освоили уже около 100 видов работ, и сегодня их производительность труда покрывает до 85% зарплаты.
Самым главным достижением своего эксперимента Мария Кулик считает то, что большинство ее подопечных уже подготовлены к работе на конкретном производстве, они обладают всеми необходимыми навыками для работы в полиграфии и могут выходить на свободный рынок труда. Кстати, несколько человек уже получили приглашение и успешно трудятся на других полиграфических предприятиях.
Опыт работы полиграфической мастерской продемонстрировал, что инвалиды могут быть успешно социализированы и подготовлены к работе на «интегрированном» предприятии и даже к самостоятельному обеспечению себя занятостью, апробация такой модели трудоустройства инвалидов может и должна быть проведена на предприятиях в различных отраслях российской экономики.
Первый заместитель министра социального развития, опеки и попечительства правительства Иркутской области Алексей Макаров рассказал об опыте работы Комплексного центра социально-бытового обслуживания в регионе. Рабочие места, оборудованные высококлассной техникой, созданы для людей с ограниченными возможностями. Здесь же проходят практику и повышают квалификацию ребята из Иркутского областного училища для инвалидов, некоторые из них остаются здесь работать. Цех выпускает дверные блоки, наличники, оконные переплеты и другие строительные материалы, предназначенные для ремонта квартир и частных жилых домов пенсионеров и инвалидов. Есть в цехе и творческие мастерские, где ведутся разработки художественных композиций, создаются скульптуры, резные барельефы.
В ходе своей поездки в Иркутскую область я посетил это Центр и увидел там необычное сочетание реабилитационной и социальной составляющих.
Алексей Макаров назвал основные механизмы трудоустройства инвалидов — это квотирование для них рабочих мест и возмещение работодателю затрат за оснащение рабочего места под нужды инвалида.
Еще в 2003 году в регионе был принят закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области», согласно которому организации обязаны были создавать и выделять рабочие места для инвалидов за счет собственных средств.
В случае нетрудоустройства инвалидов, работодатель обязан был вносить в областной бюджет плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по области.
Правило жизни сегодня – не ждать, когда инвалид обратится за услугами, а помогать ему как можно раньше.
На площадке Совета Федерации сегодня собрались представители регионов, Министерства труда и социальной защиты, общественных организаций и врачи для обсуждения нового проекта приказа Минтруда России.
Напомню, что в конце июня этого года в верхней палате парламента уже собиралось это экспертное сообщество для того, чтобы разобраться в причинах сложившейся ситуации. Поводом послужили многочисленные обращения родителей детей-инвалидов в палату регионов с жалобами на то, что их детям отказывают в продлении инвалидности.
Дело в том, что в начале текущего года вступил в силу новый приказ Минтруда, который ввел классификации и критерии установления инвалидности. Новые критерии основывались на оценке степени способности больного к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, общению и обучению, трудовой деятельности, способности контролировать свое поведение. В зависимости от этого комиссии на местах должны принимать решения о степени инвалидности либо степени функциональных нарушений организма.
Однако в результате нововведений многих детей с хроническими патологиями стали лишать группы инвалидности из‑за того, что в результате лечения их состояние улучшается. Одновременно такой ребенок теряет право на государственную социальную помощь, зачастую и на бесплатные лекарства.
Планомерная работа членов Совета Федерации при взаимодействии с Министерством труда и социальной защиты, уполномоченными по правам ребенка в субъектах РФ, общественными организациями как на федеральном, так и на региональном уровне привела к отмене приказа Минтруда «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы». В соответствии с заключением Министерства юстиции РФ разработан новый проект соответствующего приказа Минтруда России, который сегодня обсуждался с участием всех заинтересованных сторон и был поддержан.