В предпоследний месяц уходящего года мне довелось побывать в ряде регионов страны. Встречался с работниками социальных служб, руководителями общественных организаций, рядовыми гражданами, журналистами. Мурманская область, Карелия, Псковская и Новгородская области, Коми, Пермский край, Мордовия, Татарстан, Курская область. Вот такая география. Разные субъекты, разные проблемы… В каждом из них есть свои «болячки», свои достижения. Но есть и много общего. Например, существуют проблемы реализации федеральных законов на местах, за которые мы, законодатели, в итоге обязаны нести ответственность.
Руководители общественных организаций во всех регионах, которые я посетил, задают во многом похожие вопросы, касающиеся вступивших в силу и предполагаемых к рассмотрению законов. Их интересует прохождение бюджетного процесса, изменение законодательства по критериям нуждаемости, волнуют вопросы, связанные с индексацией пенсии, платой за капитальный ремонт, реформы в сфере здравоохранения, в беседах не раз поднималась тема доступной среды для инвалидов и их трудовой занятости. О чем же это говорит? Да о том, что за нашей работой, то есть, за законодательной деятельностью на федеральном уровне пристально следят в регионах.
Например, в Мурманске самая обсуждаемая тема в последнее время – передача учреждений здравоохранения, согласно букве закона, с муниципального на региональный уровень. Депутаты Мурманского горсовета считают, что полномочия необходимо оставить в ведении города, и обратились с этой инициативой в областную Думу. Диалог на эту тему между правительством Мурманской области и руководством города идет уже целый год, обе стороны нацелены на единый результат – сохранение, как минимум и повышение уровня здравоохранения как мурманчан, так и жителей региона в целом. А вот подходы в этом вопросе у сторон — разные, и аргументы у всех – свои.
Мы знаем, какой мощный «рывок вперед» за последние годы сделала Мордовия: республика полностью газифицирована, в каждом районе построены физкультурно-оздоровительные комплексы, высокотехнологичные медицинские центры, но на повестке дня стоит вопрос доступности здравоохранения, главная проблема — дороги. В Мордовии федеральные и региональные дороги между населенными пунктами находятся в приличном состоянии, теперь их надо строить в поселках. По‑прежнему актуальны вопросы оказания социальных услуг, стоимости лекарств, доступности технических средств реабилитации.
Казань уже давно заработала славу «пионера» в проведении спортивных и культурных мероприятий. Татарстан много сделал в области сохранения памятников культуры, этой деятельностью занимается специальный фонд, председателем попечительского совета которого является бывший президент республики Минтимер Шаймиев. В ходе поездки в Татарстан я встретился с финалистами проекта «Политзавод — 2016» — с молодыми ребятами, делающими первые шаги в политике. Новый сезон проекта стартовал в октябре, и на конкурс было подано около 500 заявок. По итогам образовательных сессий, тренингов и праймериз в проекте остались 35 человек. Рад, что в Татарстане придают такое большое значение подготовке кадров. Нестандартный взгляд на вещи, отсутствие закомплексованности, желание пересмотреть какие‑то вопросы всегда отличало молодежь от людей старшего поколения.
Псковская область по объективным причинам потеряла свои возможности в индустриальном плане, регион живет, что называется, по доходам, ответственно работает команда губернатора, много молодых людей в системе управления.
В Новгородской области хорошими темпами развивается индустрия туризма, агропромышленный сектор экономики, оживился инвестиционный климат.
И в том, и в другом регионе, впрочем, как и в большинстве субъектов Федерации, жителей волнуют вопросы повышения цен: на проезд в транспорте, услуги ЖКХ, лекарства. Бюджеты всех регионов сейчас очень «напряженные».
Приятно удивило то, что в регионах у нас в целом неплохие дороги.
Карелия, как и другие субъекты Федерации, столкнулась с политическими и экономическими вызовами. Последние три года там сохраняется неположительная динамика инвестиций в основной капитал, продолжает расти госдолг, дефицит консолидированного бюджета региона может превысить пять миллиардов рублей. Таким образом, ограничиваются возможности для социального развития региона.
Социальная ответственность государства – основной фактор глобальной стабильности. Поэтому сегодня при всех сложностях финансирования и правительство, и депутаты Госдумы, и сенаторы сходятся во мнении: нет оснований для тревог по неисполнению социальных обязательств перед населением. Есть, на чем сэкономить, есть, где поднять эффективность и найти дополнительные средства.
Как раз об этом шла речь в Курске, где я проводил прием граждан в несколько необычном формате – в виде заседания «круглого стола», в котором приняли участие представители общественных организаций, региональной и муниципальной исполнительной и законодательной власти.
Цифры и факты, озвученные в ходе заседания, меня порадовали: за последние пять лет региональный бюджет в системе образования вырос более чем в три раза. Производятся социальные выплаты по программе «Жилье» для молодых семей; в области, одном из немногих регионов страны, по‑прежнему работает молочная кухня для малообеспеченных и многодетных семей, сохраняется бесплатное горячее питание для школьников, работает социальная гостиная для женщин с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, остается бесплатное лечение и реабилитация за счет бюджетных средств алко — и наркозависимых. Каждый из перечисленных моментов был подтвержден конкретными цифрами.
В Коми социально-экономическая и политическая ситуация осложняется сентябрьскими событиями, связанными с арестами бывших руководителей республики. Убежден, что из‑за биографии отдельных лиц нельзя портить биографию всего региона. Кроме того, нельзя считать доказанным все, о чем объявлено. Мы часто бываем свидетелями совершенно других поворотов в ходе расследования многих дел. Все процессы должны идти объективно. Если законодательство нарушается, особенно в вопросах использования бюджетных средств, госсобственности, и при этом остается незамеченным правоохранительными структурами, то это говорит о серьезных проблемах. Это достаточно многослойная конструкция взаимного контроля. Странно, что она среагировала поздно. Думаю, что задача органов власти на будущее – попытаться сделать так, чтобы реакция системы была более оперативной.
Каждый регион стремится выработать свои подходы к решению социальных проблем. Например, центры социальных инноваций есть только в 15 субъектах Федерации, один из которых – Пермский край, где все социальные услуги надомного характера осуществляются частным сектором, причем оплата услуг со стороны государства соответствует государственным тарифам. То есть частные компании берутся за оказание этих услуг по государственным расценкам и весьма неплохо справляются.
Разные регионы, разные проблемы… В очередной раз убеждаюсь в том, что законодатели на всех уровнях обязаны прогнозировать последствия принятия законов еще до того, как они будут приняты и начнут действовать.