Готовясь к очередным, IV Рождественским встречам, я подумала о том, что нам, Русской Православной Церкви и парламентариям, удалось создать уникальный формат общения. Наши встречи – не просто обмен мнениями, хотя и это важно. Они нацелены на поиск конкретных путей, проектов взаимодействия церкви и государства. И нам это удаётся. Мы имеем полное право видеть в Рождественских встречах достойный пример того, что принято называть соработничеством – совместным трудом на благо людей, благо Отечества.
Тема нынешних Рождественских встреч «Традиции и новации: культура, общество, личность». Трудно переоценить ее значимость. Ведь один из уроков нашей тысячелетней истории состоит в том, что страна выжила, окрепла, создала уникальную цивилизацию, стала великой державой. В огромной степени благодаря тому, что во всех испытаниях русский, другие российские народы, российское государство оставались верными своим нравственным, духовным основам, опирались на них.
Я имею в виду сбережение и вместе с тем развитие наших традиционных ценностей. Таких, как сильное государство, независимость, патриотизм, свобода, справедливость. Как равноправие и сотрудничество народов, религиозных конфессий. Как коллективизм, взаимопомощь, крепкая семья, её поддержка. Перечень можно было бы продолжить. Именно эти, традиционные, а, точнее, фундаментальные ценности определяют нашу национальную, российскую идентичность. Именно они задают ориентиры общественного, государственного устройства, культуры, духовной жизни. Именно они сплачивают, консолидируют общество, нацию.
Повторю, это один из важнейших уроков российской истории, который мы обязаны постоянно помнить. Как обязаны постоянно помнить и о ключевой роли Русской Православной Церкви в духовном развитии русского, других российских народов. Это не только наше прошлое, но и наше настоящее. И сегодня РПЦ достойно продолжает свою высокую миссию духовного окормления людей, нравственного совершенствования общества.
Подчёркиваю этот момент, так как можно услышать, что РПЦ вторгается в области, которые в светском государстве должны быть свободны от влияния, а тем более от прямого присутствия церкви. Я считаю подобные упрёки необоснованными. Русская Православная Церковь нигде и ни в чём не нарушает Конституцию России, закрепившую отделение церкви от государства. Действительно, православие зримо присутствует в жизни общества. Но это присутствие не политическое, не государственное, а духовно-нравственное. И для этого имеются как мощные исторические основания, так и запрос со стороны самих российских граждан. У нашей страны был опыт, когда РПЦ подвергалась гонениям и притеснениям. Он наглядно показал, что жизнь людей в общении с Русской Православной Церковью духовно богаче, нравственно возвышенней, чем без неё.
Однако и сегодня немало тех, кто настойчиво, даже агрессивно выступает против участия РПЦ в общественной жизни, требует фактически поставить её в те узкие рамки, в каких она находилась в советский период. На мой взгляд, такая позиция не отвечает принципам демократии. Великому поборнику духовной свободы Вольтеру приписывается ставшая крылатой фраза: «Я не разделяю ваших убеждений, но отдам жизнь за то, чтобы вы имели право их высказывать».
Это в полной мере относится и к религиозным воззрениям людей. Миллионы российских граждан исповедуют православие, видят в Церкви свою духовную опору. Так же как другие миллионы российских граждан исповедуют ислам, буддизм, иудаизм, католицизм, другие верования. Они имеют конституционное право на всё это. Надо не только считаться с этим правом, но и уважать религиозные воззрения, чувства людей. Россия прочна тогда, когда в ней царят правопорядок, религиозная, этническая, культурная терпимость.
Эти общеизвестные истины особенно важны сегодня, когда в мире, прежде всего, на Западе, происходит эрозия традиционных, а по сути общечеловеческих ценностей, которые образуют духовный фундамент современной цивилизации, делают человека собственно человеком. Более полувека назад выдающийся российский поэт писал: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский, поэма «Оза»). Тогда дегуманизация западного общества только начиналась, однако А. Вознесенский уже чутко уловил, почувствовал эту опасность. Сегодня она на наших глазах нарастает, обретает глобальные масштабы.
Противники традиционных ценностей видят в них основное препятствие свободе человека, то, что не даёт реализовать её полностью. Не могу с этим согласиться. Дело в том, что свобода может пониматься, толковаться как «свобода от» и как «свобода для». На Западе упор сделан на первое: свобода как освобождение от всех и всяческих ограничений в культурной, нравственной области, как движение к вседозволенности. Выбор России, Русской Православной Церкви прямо противоположный: свобода понимается как расширение возможностей для утверждения выстраданных человечеством высших нравственных, духовных идеалов, целей, творения добра. И этот разрыв, водораздел в области информации, культуры, духа становится всё шире и глубже.
Мне могут возразить: какое нам дело до того, что происходит на Западе? Ведь над нашей страной эта угроза не нависает. Она действительно не нависает. В этом заслуга Президента Российской Федерации В.В. Путина, общественно-политических сил нашей страны, которые твёрдо противостоят попыткам перенести это процесс на российскую почву. Это также заслуга Русской Православной Церкви, её главы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, неустанно заботящихся о сбережении духовных богатств нашего Отечества, нравственном возвышении людей. То, что государство и церковь с единых позиций выступают перед лицом угрозы разрушения духовных устоев общества, семьи, человека – благо для России, залог того, что мы выстоим перед лицом любых испытаний.
Такое сотрудничество особенно важно сейчас, в условиях развязанной против России информационной войны. По агрессивности риторики, по жёсткости пропагандистских формул, накалу русофобии ничего подобного не было с худших времён «холодной войны». Трудно сказать, сколько продлится это состояние. США, их союзники не демонстрируют намерения отказа от этого курса, так как видят в России главное препятствие на пути построения мирового порядка, основанного на гегемонии Запада. В этом они не ошибаются: для России подобное мироустройство неприемлемо. Из этого следует, что конкуренция идей, ценностей, пусть и с разной степенью жёсткости, скорее всего, будет надолго постоянным фоном наших взаимоотношений с Западом.
Мы должны быть готовы к этому. Важно, прежде всего, опережать наших конкурентов, соперников в формировании повестки дня в информационной и духовной сфере, а не двигаться по заданной извне колее. Как я уже отметила, в мире растёт запрос на традиционные ценности, и Россия – одна из немногих стран, которая в состоянии удовлетворить этот запрос своей культурой, искусством, просветительской и воспитательной работой. Для этого необходимо обогащать традиционные ценности, наполняя их содержанием, смыслами, отражающими новые веяния.
Возможности, инструменты для этого имеются. Назову, в частности, недавно принятую «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», подготовленную при самом активном участии Совета Федерации. Большой воспитательный потенциал заключён в федеральной целевой программе «Развитие образования на 2016 – 2020 годы», системе дополнительного образования детей.
Следует полнее использовать просветительские, воспитательные возможности телевидения, других средств массовой информации, организаций и учреждений культуры. Этот год объявлен в нашей стране Годом кино. Воспитательный потенциал это вида искусства, в первую очередь, отечественного кинематографа, огромен.
Будущее человечества определяется не только достижениями научно-технического прогресса, сдвигами в экономике, социальной сфере, но и мыслями, чувствами, настроениями, людей, их духовными ориентирами. Они определяют облик будущего. Битва за умы и души молодых поколений, всех наших граждан – это битва за будущее России. Мы хотим её видеть богатой не только материально, но и духовно.