Немалой части российских граждан сейчас приходится нелегко. В особенности тем, кому необходимо выплачивать кредиты. В условиях кризиса не всем удаётся это делать в соответствии с обязательствами, которые заёмщик взял на себя перед кредитной организацией.
О масштабах проблемы дают представление следующие цифры. По данным Объединённого кредитного бюро, в конце 2015 года в России насчитывалось 74,7 млн. кредитов физическим лицам, их суммарный объём составил 9,05 трлн. рублей. Объём просроченной задолженности (90 дней и более) за минувший год вырос на 48% и достиг 1,1 трлн. рублей. По оценкам экспертов, объём долгов, востребование которых передано кредиторами коллекторским агентствам, вырос на 60% и составил в 2015 году около 440 млрд. рублей.
Понятно, что рост просроченных долгов создаёт банкам, микрофинансовым организациям серьёзные проблемы. Тем не менее, это ни в коей мере не оправдывает того, что «выбивание» долгов для иных коллекторских агентств, их сотрудников – не только фигуральный оборот речи, но и что‑то вроде повседневной практики. Судя по обращениям граждан, работа коллекторских агентств на грани «правового фола», а то и с явным нарушением закона, приобретает всё больший размах.
И сами агентства, и обращающиеся к их услугам банки обосновывают жёсткость используемых мер тем, что без этого возврат выданных кредитов ухудшится. Спорить с этим не приходится. Граждане обязаны возвращать взятые займы, ссуды в полном соответствии с договорами. В противном случае положение банков, а, следовательно, и финансовой системы страны в целом ухудшится. Что создаёт немалые риски не только собственно банкам, но и их вкладчикам, то есть рядовым российским гражданам. Ведь в любом выданном кредите присутствуют и их деньги. Однако это не значит, что в возвращении кредитов дозволены моральный и психологический террор, шантаж, насилие.
Возникшая проблема — во многом результат несовершенства правовых норм, регулирующих коллекторскую деятельность. Поэтому моя позиция заключается в том, что следует ускорить принятие федерального закона, регулирующего деятельность коллекторских агентств. Процесс его подготовки, обсуждения, согласования явно затянулся. Учитывая остроту ситуации, считаю целесообразным создание Согласительной комиссии с участием представителей Правительства России, Совета Федерации, Государственной Думы, Минэкономразвития с тем, чтобы оперативно договориться по всем пунктам концепции законопроекта. Одновременно Совет Федерации готовит запросы в МВД, Генеральную прокуратуру для разработки эффективных мер профилактики правонарушений, связанных с использованием коллекторами незаконных методов «выбивания долгов».
Очень важно также, чтобы готовящийся закон был сбалансирован с точки зрения защиты законных интересов банков. Сегодня в изображении иных средств массовой информации в неприглядном свете предстают не только коллекторские агентства, но и банки. Мол, они не что иное, как безжалостные ростовщики, цинично перекладывающие расплату за свои риски на население.
Не могу с этим согласиться. Банки извлекли уроки из пережитых страной кризисов. Они принимают меры по минимизации рисков, проводят взвешенную политику в сфере кредитования, приобретения активов, заимствований. Гораздо более эффективным стал контроль над кредитными организациями, их операциями со стороны Центробанка, который последовательно ведёт очищение банковской сферы. Выполняет свои функции Агентство по страхованию вкладов. Всё это даёт результаты. По объёму просроченных кредитов (их доля в общем объёме выданных кредитов составляет сейчас 16,8%) ситуация у нас сейчас ощутимо лучше, чем, например, в США в разгар кризиса 2008 – 2009 годов.
Словом, оснований для того, чтобы говорить о грабительской политике банков, нет. Есть займы, ссуды, полученные гражданами, компаниями, предприятиями. Их надо возвращать. Задача государства – следить за тем, чтобы в этой деятельности коллекторские агентства не выходили за пределы цивилизованного правового поля.
Также считаю крайне важным усилить регулирование деятельности микрофинансовых организаций, ставки по кредитам в которых значительно больше, чем у банков, и достигают 600 процентов и выше. Таким образом для людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, создаются дополнительные проблемы, связанные с возвратом кредитов. В среду Совет Федерации подготовит запрос в Центральный банк с предложением по усилению регулирования деятельности микрофинансовых организаций. Мною даны соответствующие поручения заместителю Председателя Совета Федерации Е.В.Бушмину и председателю Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам С.Н.Рябухину.